+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух как правовой механизм обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду - И.О. Краснова

Дата: 19.07.2011    Автор: И.О. Краснова

Провозглашение право граждан на благоприятную окружающую среду в качестве конституционного права каждого можно считать большим достижением конституционного регулирования. Закрепление этого права в ст. 42 Конституции РФ не только придало ему характер высшей незыблемой ценности, наряду с другими конституционными правами граждан, но и поставило перед законодателем и исполнителем задачу обеспечить реализацию этого права. Значимость этого права возрастает и в связи с тем, что, по сути, ст. 42 Конституции РФ является единственной, наполняющей политику государства в области охраны окружающей среды определенным содержанием. Хотя ст. 72 и определяет охрану окружающей среды и законодательство в области охраны окружающей среды в качестве сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержательное наполнение этой категории оставлено на усмотрение законодателя. Но при любом понимании пределов законотворчества в этой сфере, игнорировать или вывести за пределы законодательства об охране окружающей среды вопросы обеспечения права граждан в этой области, представляется невозможным.

 

Действительно ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года (а до него Закон РФ «Об охране окружающей природной среды) не только вслед за Конституцией РФ провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и раскрывает его содержание, предусматривая правовые меры реализации и защиты. Сохранение благоприятной окружающей среды, при этом, становится элементом государственной политики в области охраны окружающей среды, правовые основы которой определены этим законом (преамбула). Соответственно предусмотренные в законе правовые меры, в том числе нацелены на решение задачи по сохранению благоприятной окружающей среды как элемента политики государства.

 

Среди этих мер, относительно новой является экономический механизм охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 16 субъекты, хозяйственная деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среды, обязаны вносить плату. Одним из таких негативных воздействий признаны выбросы загрязняющих веществ с атмосферный воздух, за которые предприятия — источники выбросов, обязаны вносить плату. Ст. 3 этого закона также включает в перечень принципов охраны окружающей среды принцип платности природопользования, что означает, что любые правовые механизмы охраны окружающей среды должны учитывать и предусматривать обязанность загрязнителя платить за выбросы в атмосферный воздух. Такой подход выглядит достаточно привлекательным для несведущих граждан, у которых создается впечатление, что действительно источник выбросов под угрозой финансовых расходов будет заинтересован снижать свои выбросы, а право граждан на благоприятную окружающую среду будет дополнительно обеспечено. Но так ли это? Действительно ли плата за выбросы загрязняющих веществ дополнительно гарантирует гражданам возможность дышать чистым воздухом? Чтобы ответить на эти вопросы, следует более внимательно изучить правовые нормы, конкретизирующие принцип платности природопользования и норму о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Следует сразу подчеркнуть, что регулирование платности воздействий на окружающую среду является довольно технически сложным аспектом, тесно связанным с другим институтом экологического права – экологическим нормированием. Если постараться просто показать эту связь, то она выглядит следующим образом. Существуют нормативы качества атмосферного воздуха (ПДК), т.е. показатели максимально допустимого содержания каждого загрязняющего вещества на единицу атмосферного воздуха, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. На основе этих показателей определяются для каждого источника (предприятия) нормативы допустимых выбросов (ПДВ) и выдаются разрешения. В случае если предприятие не способно обеспечить выбросы на уровне установленных ПДВ, оно может обратиться в соответствующих государственный орган для определения для него временно согласованного норматива (ВСВ). Данный норматив практически означает санкционирование государством нарушения нормативов ПДК, т.е. выбросы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека. Выбросы с превышением ВСВ именуются сверхнормативным выбросом и признаются правонарушением. За все эти три вида выбросов отдельно взимается плата в соответствии с установленными ставками платежей. Чем выше выброс, тем более высокая плата. К примеру, плата за выброс в пределах ВСВ рассчитывает в кратном размере от ставок платы за выбросы в пределах нормативов. Весь этот сложный механизм закреплен во множестве нормативных правовых актов, что делает его еще более запутанным для понимания. Однако все же основное место принадлежит ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999).

 

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 28) за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных веществ в атмосферный воздух взимается плата в соответствии с законодательством РФ. Этот же закон дает определение понятия загрязнения как поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы. Этим же законом предусмотрено, что гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Таким образом, плата может взиматься только за те выбросы, которые приводят к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха. Выбросы, которые не приводят к превышению таких нормативов, должны осуществляться бесплатно. Таковыми являются выбросы со стационарных и передвижных источников в пределах установленных допустимых нормативов выбросов.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное