+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Сущность и место права на благоприятную окружающую среду в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации - Н.А. Гейт

Дата: 17.10.2011    Автор: Н.А. Гейт

Очевиден тот факт, что институт прав и свобод человека является одним из центральных в правовой науке. Он закрепляет свободу народа и защищает каждого человека от произвола государственной власти. Философской основой этою института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Во многом реализация права на жизнь обеспечивается реализацией других, прав, связанных с функционированием человека, как живого существа – экологических прав. Актуальность проблеме определения и реализации экологических прав граждан в условиях современной России придает наличие определенных недостатков в экологическом законодательстве, несовершенство механизмов гарантий экологических прав человека и гражданина. На заседании Госсовета в конце мая 2010 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев призвал покончить с экологическим нигилизмом, проявляющемся, в том числе, в правовой сфере. Проблема загрязнения окружающей среды приобрела угрожающие масштабы -по подсчетам экспертов, в России ежегодно по экологическим причинам раньше времени умирает до 300 - 350 тысяч человек[1], ежегодно до 30 тысяч человек погибает от загрязнения воздуха. Эта цифра отражает лишь последствия загрязнения воздуха, хотя известно, что для России проблема номер один - загрязнение воды, проблема номер два - радиационное загрязнение и лишь на третьем месте по степени угрозы здоровью нации стоит загрязнение воздуха[2].

 

Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству. В связи с этим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях сохранения жизни и здоровья человека настоятельно требует нового теоретического осмысления[3]. Конституция РФ закрепила статус Российской Федерации в качестве правового и социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 п. 1, ст. 7 п. 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности всех ветвей российской власти (ст. 2 и 18 Конституции РФ), а поэтому одним из главных конституционных требований является всеобщее право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) при всеобщей обязанности осуществлять ее охрану (ст. 58 Конституции РФ), используя землю и природные ресурсы в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 п. 1 Конституции РФ).

 

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционных прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций, но «какое бы обозначение ни выбиралось, речь, но существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства»[4].На наш взгляд, основные права индивида — это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемоегь и естественный характер, принадлежность каждому от рождения[5]. Исходный пункт теории естественного права - это природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природе, наделенными естественными страстями, стремлениями, разумом, стремлением к общению с себе подобными. "Какой бы системы ни придерживаться при определении того, как человек занял свое место среди живых существ, наличие в нем чувства общественности остается неоспоримым, - пишет П. Гольбах в работе "Естественная политика, или Беседы об истинных принципах". По данной теории все существование человечества условно делится на догосударственное (естественное) и после создания государственного образования. Естественное состояние регулируется законами природы, которыми оно управляется и которые обязательны для каждого. На основании таких естественных законов учеными выводятся естественные права и идеи, на которых они основаны. Для Канта и Вольтера это, прежде всего - свобода, для Монтескье - равенство, для Гольбаха - справедливость. Эти естественные законы действуют равно на всех и имеют надпозитивное значение, т.е. все нормы права основаны на них и не могут им противоречить. Для осуществления всех естественных законов необходимо, чтобы право обладало принудительной силой, поскольку у каждого человека должна быть возможность защитить себя в случае нарушения этих естественных прав. Именно поэтому люди вынуждены зафиксировать свои права на бумаге и создать государство для обеспечения соблюдения своих прав со стороны других лиц. Локк писал: "Закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для разумного и свободного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону. Если бы они могли быть счастливее без этого закона, то он, как бесполезная вещь, исчез бы сам по себе"[6]. Идея юридических прав и свобод человека разрабатывалась в рамках именно этой - естественно-правовой - теории. Однако и другие школы внесли в нее свой вклад. Так, сама идея прав человека получила свое закрепление в официальных документах, в нормах права, а затем нашла опору в судебной практике, которая является одной из гарантий соблюдения этих прав. Таким образом, права и свободы человека и гражданина, являясь надпозитивными, имеют приоритетный характер и действуют вне зависимости от их закрепления в нормативных документах. Однако установление таких прав и свобод на официальном уровне, равно как и разработка механизма их действия, необходимо, прежде всего, для государства, которое может действовать только в тех сферах, которые им законодательно определены, и на основании официальных документов.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное