+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Анализ религиозной ситуации в Азербайджане и Азербайжанского законодательства о свободе вероисповедания.

Дата: 14.10.2011    Автор: Н.А. Пашаева

Религиозная ситуация в Азербайджане характеризуется многоконфессиональностью, представленностью различных религиозных образований (аналог понятия «религиозные объединения» в российском законодательстве), из которых самыми многочисленными по общему количеству и по численности верующих являются мусульманские образования. Охарактеризуем вкратце.

 

Ислам. Развал СССР обусловил кризис и даже распад всех мусульманских религиозных организаций, существовавших на советском пространстве. В то же время Духовное Управление Мусульман Закавказья, возглавляемое избранным в 1980 г. Шейхульисламом Аллахшукюром Пашазаде, еще больше расширяет круг своей деятельности.  После обретения Азербайджаном независимости, указанная структура, именуемая ныне Управлением Мусульман Кавказа (УМК), прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 г., УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности. Председатель УМК последовательно налаживает связи Управления с международными исламскими организациями, добивается установления тесных взаимоотношений с мусульманскими странами в религиозной сфере. Сегодня УМК в рамках своих полномочий руководит в Азербайджане общинами исламской направленности, контролирует правильность соблюдения канонов шариата, проводит значительные работы в области подготовки религиозных кадров на базе созданного в 1991 г. Бакинского исламского университета, несет ответственность за процессы, протекающие в религиозной жизни страны. Помимо этого, с 1992 г. теологический факультет Бакинского Государственного Университета готовит специалистов по богословию и исламоведению. В Азербайджане ислам представлен течениями шиитов-имамитов, а также суннитов-ханафитов и шафиитов. В последнее время «открытость» республики обусловила проникновение в нее ряда других религиозных направлений и суфийской секты[1].

 

Иудаизм. После присоединения Северного Азербайджана к России в 1832 г. в Баку появились евреи Ашкинази, переселенцы из западных областей Российской Империи. Число их быстро возросло, и в 1913 г. еврейское население достигло 9500 человек, что составило 4% населения Баку[2]. Сегодня в Азербайджане существуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудаистов составляет 16.000 человек. 11.000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 – в Губе, а 1000 – в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек. В настоящее время горские евреи составляют большинство среди всей еврейской диаспоры республики. Язык, на котором они говорят, – татский, однако в нем присутствует много тюркских, фарсидских и русских слов. В Баку, Огузе и Губе действуют несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобода в Губинском районе - единственное на всем постсоветском пространстве место их компактного проживания. В день траурного поста они приезжают сюда со всего мира, чтобы осуществить необходимые богослужения и посетить могилы близких. В поселке имеются три синагоги и миква, служащая для исполнения ритуальных обрядов. Евреи-ашкенази, являясь европейскими евреями, происходят из средневековой Германии. Община грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 г. при финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их синагога. После обретения Азербайджаном независимости действующие в республике еврейские общины еще больше активизировались, укрепили свои связи с международными еврейскими организациями, создали религиозные школы-иешивы, культурные центры, клубы и общества (Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха» и др.), учредили газеты («Аз-Из», «Башня», «Амишав»). 9 марта 2003 г. в Баку открылась новая еврейская синагога, являющаяся самой крупной в Европе, открываются еврейские школы[3].

 

Христианство. В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими общинами. Кроме того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей. В настоящее время православие располагает в республике русскими и грузинскими церквями. Религиозные общины Русской Православной Церкви объединены в Бакинско-Прикаспийскую епархию, учрежденную в 2000 г. В Азербайджане также действует 11 молоканских общин, Албано-удинская церковь, римско-католическая община, протестантские религиозные образования[4].

 

Действует также целый ряд т.н. «новых религиозных движений».

 

К настоящему времени Азербайджанская Республика стабилизировалась в мире в качестве независимого, суверенного, демократического государства. Сейчас, независимо от проживания в каком-либо уголке мира, каждый азербайджанец гордится флагом и гимном своего государства. За короткий промежуток времени наша республика стала полноправным членом таких авторитетных организаций как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Организация Исламской Конференции и многих других. В этот же период Азербайджан вступил на путь самостоятельного развития в области экономики, науки и культуры. Сегодня новое поколение с успехом шагает по пути, завещанному великими предками, и воплощает в жизнь, в первую очередь, исламскую нравственность. Возвращаясь к своим корням, в настоящее время Азербайджан возрождает и укрепляет не только экономику, но и культурно-нравственный потенциал.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное