+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Конституционно-правовой анализ государственной политики в сфере конфессиональных отношений в Азербайджане - Н.А. Пашаева, М.В. Мархгейм

Дата: 14.10.2011    Автор: Н.А. Пашаева, М.В. Мархгейм

Современные отношения между государством и религиозными образованиями в Азербайджане сложно назвать беспроблемными. Существует множество сложностей. Так, сегодня в Азербайджане существует проблема нарушения светского характера государства. Например, в отдаленных азербайджанских селениях, расположенных на границе с Ираном, муллами широко практикуется заключение браков по исламскому закону – шариату, причем браков между несовершеннолетними, зачастую с лицами младше 16 лет. Тогда как в Азербайджане половая близость с лицом, не достигшем 16 лет, является уголовно наказуемым деянием[1].

 

Необходимо признать, что именно последовательная политика высшего руководства Азербайджанской Республики, совершенствование законодательства в этой области, основанная на Законе правоприменительная практика привели к тому, что очевидны изменения к лучшему: повышается защищенность свободы вероисповедания, связанных с нею прав и законных интересов граждан, снижается активность иностранных экстремистских религиозно-политических организаций, усиливаются гарантии светскости государства.

 

Религиозное возрождение Азербайджана сопровождало и во многом обусловливало формирование новой национальной идентичности – как этнокультурной, так и общегражданской. При этом формирование новой национальной идентичности осуществлялось на фоне жесткого столкновения тенденций исламизации и вестернизации страны. Именно это противостояние и обусловило развитие законодательства Азербайджанской Республики в области государственно-конфессиональных отношений с акцентом на укреплении светского государства и противодействии его исламизации, но, вместе с тем, и на сохранении и развитии национальной культуры, традиций народов Азербайджана. Чтобы показать это, целесообразно обратиться к анализу последних пятнадцати лет развития государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане с точки зрения влияния сил, стремившихся политизировать религию.

 

С провозглашением в 1991 г. независимости Азербайджан начал налаживать контакты со странами мусульманского мира. Дополнительно к уже имевшимся в то время тесным связям с соседними Ираном и Турцией, были установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Египтом, Ираком, Сирией, Пакистаном и т.д. Уже 8 декабря 1991 г. Азербайджан оказался первой мусульманской республикой бывшего Советского Союза, избранной полноправным членом Организации исламской конференции (ОИК). В политической жизни страны все более заметной становилась роль ислама. Несколько политических партий и общественных организаций, функционировавших в республике с 1990 года, руководствовались в своей деятельности идеологией политического исламизма. Среди них можно упомянуть Исламскую партию Азербайджана (ИПА), Азербайджанскую партию исламского прогресса, а также общественные организации «Свободное духовенство» и «Покаяние». В начале 90-х в Азербайджане выходили, по крайней мере, три газеты мусульманской направленности. И если аполитичное еженедельное издание «Ислам» было официальным органом Управления мусульман Кавказа (бывшее Духовное управление мусульман Закавказья), то газеты «Исламский мир» и «Голос ислама» принадлежали ИПА и служили ее политическим рупором. Эти организации, опиравшиеся в своей деятельности на мусульманскую идеологию, не были типичными для политических кругов Азербайджана того времени. Большинство политических лидеров республики видело в исламе лишь объединяющее культурное начало, связывающее страну с остальным мусульманским миром, но не более того. Однако нельзя отрицать, что роль исламского фактора в политической жизни республики после обретения ею независимости стала ощутимо возрастать. Это может быть проиллюстрировано на примере руководителей страны, использовавших религиозные чувства в своих интересах. Так, в своей политической деятельности первый президент независимого Азербайджана Аяз Муталибов (1991–1992 гг.) весьма ощутимо опирался на общественно-религиозную организацию «Братство» и вышеупомянутую «Покаяние», а лидер Народного фронта Азербайджана (НФА) Абульфаз Эльчибей, став президентом Азербайджана, первым начал использовать религиозную символику в официальных церемониях. Во время своей инаугурации (июнь 1992 г.) он ввел ритуал целования Корана одновременно с Конституцией страны, совместив тем самым религиозную и светскую символику. И хотя сам Эльчибей отличался светскими взглядами и видел в религии лишь культурное начало, это не мешало ему использовать мусульманский фактор в своих интересах. Присутствие на инаугурации главы Управления мусульман Кавказа Паша-заде и его «напутственное» благословение новому президенту можно считать элементом легитимации религии, которой хотел заручиться приступивший к своим обязанностям руководитель государства. Именно в период президентства Эльчибея (1992-1993 гг.) два главных мусульманских праздника – «Курбан Байрамы» и «Рамазан Байрамы» – получили статус государственных[2].

 

Гейдар Алиев, преемник А. Эльчибея, также использовал религиозные атрибуты во время принятия присяги (октябрь 1993 г.). По мнению некоторых исследователей, целование Корана и благословение со стороны главы УМК в ходе инаугурации Г. Алиева нельзя воспринимать в качестве индикаторов благосклонного отношения третьего президента страны к религии, однако данный символизм все же имел под собой почву, свидетельством чему стал первый год президентства Г. Алиева[3]. Практически с начала совей деятельности на посту Президента Азербайджана Г. Алиев принимал участие почти во всех важных мероприятиях местного мусульманского календаря: Курбан Байрамы, Рамазан Байрамы, Мовлюд и Ашура. Например, 5 сентября 1993 г., во время церемоний по случаю дня рождения пророка Мухаммада, то есть еще до официального избрания президентом Азербайджана (но в качестве председателя Верховного Совета Азербайджана) Г. Алиев обратился к прихожанам центральной шиитской мечети страны с длинной речью, текст которой позднее был издан на трех языках в виде брошюры «Будем все едины на пути Аллаха». В июле 1994 года, во время официального визита в Саудовскую Аравию, президент Г. Алиев в сопровождении высших мусульманских духовных лиц страны во главе с шейх уль-исламом Паша-заде совершил обряды исламского малого паломничества в Мекке[4].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное