+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Нормативная основа реализации права на обращение в органы публичной власти в государствах СНГ и странах Балтии: сравнительно-правовое исследование - К.А. Черкесов

Дата: 14.11.2011    Автор: К.А. Черкесов

Механизм непосредственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина представляет собой комплекс правовых средств, а также самостоятельных действий личности по реализации своих прав и свобод с целью их более полного и эффективного использования. Его структурными элементами являются: правовые нормы; деятельность субъекта права по осуществлению своего права, а также деятельность обязанных субъектов по содействию в реализации права; охрана и защита прав личности, включая самозащиту; процедуры; гарантии[1]. Таким образом, первую ступень механизма реализации конституционного права на обращение в органы публичной власти занимает нормативная основа реализации данного права. Нормативное правовое регулирование общественных отношений складывающихся при реализации права на обращения в органы публичной власти осуществляется через источники права. Говоря о действии права, принимая во внимание формально-юридический аспект, - это совокупность признанных государством и обладающих юридической силой формальных источников права[2]. Придерживаясь традиционного подхода к иерархии актов, осуществляющих нормативно-правовое регулирование, ниже попробуем рассмотреть источники нормативно-правового регулирования реализации конституционного права на обращения в органы публичной власти.

 

Приоритетное значение в механизме правового регулирования реализации права на обращения в органы публичной власти принадлежит общепризнанным принципам и нормам международного права (в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации 1993 г.) или же нормам международных договоров (§ 89 Конституции Латвийской Республики 1922 г., ст. 4 Конституции Республики Молдова 1994 г., ст.ст. 9 и 55 Конституции Украины 1996 г.). Следует заметить, что в отличие от других основных прав и свобод, право на обращение в органы публичной власти не получило непосредственного закрепления ни во Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина 1948 г., ни в Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Вместе с тем, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. закрепляет за каждым право на свободу убеждений и на свободное выражение их (ст. 19), а так же право принимать участие в управлении своей страной непосредственно (ст. 21). Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН) закрепляет в ст. ст. 8 и 9 за каждым человеком право, индивидуально и совместно с другими иметь реальный доступ на не дискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведению государственных дел. Это включает, в частности, право индивидуально и совместно с другими обращаться в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел[3].

 

Особенности нормативных основ реализации конституционного права на обращение в органы публичной власти в странах Балтии обусловлены вхождением данных государств в Европейский союз в 2004 г. Соответственно, это означает введение в действие на территории данных государств правовых актов Европейского союза, имеющих учредительный характер. Одним из таких актов является Договор, учреждающий Европейское сообщество, 1957 г. (в ред. от 26 февраля 2001 г.)[4]. Статья 194 данного договора закрепляет право любого гражданина Союза, и любого физического или юридического лица, проживающего или имеющего зарегистрированный офис в каком-либо государстве-члене, обращаться, индивидуально или совместно с другими гражданами или лицами, с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в сферу компетенции Сообщества и который касается их непосредственно. Данная норма размещена среди правил функционирования политических институтов Европейского союза. Таким образом, в Договоре подчеркивается преимущественно политический характер права на обращение в Европейский парламент. Вместе с тем, Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. в ст. 44 закрепляет право на подачу петиции за каждым гражданином или гражданкой Европейского Союза: «физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее официально зарегистрированное местопребывание в одном из государств-членов, обладает правом на подачу петиции в Европейский парламент»[5]. Систематическое толкование данной нормы позволяет сделать о том, что согласно Хартии, право на обращение в Европейский парламент носит исключительно правозащитный характер. Вышеизложенное свидетельствует о возможности рассмотрения права на обращения в органы публичной власти как одного из международных стандартов в области прав человека.

 

Основным источником нормативно-правового регулирования реализации права на обращения в органы публичной власти в Российской Федерации, а также в государствах – членах СНГ и странах Балтии являются их Конституции. Конституции закрепляют право на обращение в органы публичной власти в самом общем виде, устанавливая право направлять обращений в органы публичной власти (ст. 52 Конституции от 29 июня 1994 г., ст. 33 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.), ст. 42 Конституции Украины от 28 июня 1996 г.). Другая модель конституционных основ права на обращение в органы публичной власти представлена в Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 г., которая в ч. 3 ст. 33 предоставляет гражданам право на петицию, порядок осуществления которого устанавливается законом. Третьей моделью установления конституционных основ права на обращение в органы публичной власти является закрепление не только возможности направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, но и обязанности адресата дать ответ на эти обращения. Так, Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. в ст. 40 провозглашает право каждого «направлять личные или коллективные обращения в государственные органы», а также устанавливает обязанность государственных органов, а также должностных лиц «рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок». § 104 Конституции Латвийской Республики от 15 октября 1922 г. устанавливает, что «каждый имеет право в предусмотренном законом виде обращаться в государственные учреждения и учреждения самоуправлений с заявлениями и получать ответ по существу. Каждый имеет право получить ответ на латышском языке». В то же время, Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. закрепляет право на обращение в органы публичной власти в 2-х статьях: в ст. 46 закреплено право каждого обращаться в государственные учреждения, местные самоуправления и к их должностным лицам с меморандумами и заявлениями. Право на получение ответа закреплено в ч. 1 ст. 51: «каждый имеет право обращаться в государственные учреждения, местные самоуправления и к их должностным лицам на эстонском языке и получать ответ на этом языке». Таким образом, конституционные нормы являются основополагающей для правоотношений, складывающихся в сфере реализации права граждан на обращения в органы публичной власти, и имеет прямое и непосредственное действие. Они составляют первый уровень законодательного закрепления реализации права обращения в органы публичной власти, а также порядка рассмотрения обращений.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное