+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовые меры противодействия незаконной миграции в России - А.Н. Торохов

Дата: 29.09.2011    Автор: А.Н. Торохов

Незаконная миграция определяется как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации»[1].

 

Одним из первых документов, направленных на предотвращение незаконной миграции в Россию был Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля»[2]. Во исполнение Указа № 2145 Правительством РФ было разработано и принято постановление от 8 сентября 1994 г. № 1021 «О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции»[3].

 

В выше названных правовых документах впервые был определен механизм государственного регулирования внешней миграции с целью максимального сокращения количество мигрантов, незаконно въезжающих на территорию Российской Федерации. Было определено, что миграционный контроль в России осуществляют: уполномоченные органы исполнительной власти в области миграционной политики; органы милиции, их паспортно-визовые службы; дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; органы безопасности Российской Федерации; органы пограничной службы Российской Федерации. Каждый из указанных органов при осуществлении миграционного контроля действует в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации. Основные задачи миграционного контроля решают уполномоченные органы исполнительной власти в области миграционной политики. Однако эффективность мер по борьбе с незаконной миграцией оказалась крайне низкой. Сегодня на территории России насчитывается по разным оценкам от 1,5 до 3 млн. незаконных мигрантов. Незаконная миграция способствует развитию криминальных структур, связанных с транспортировкой наркотиков, отмыванием теневых капиталов, незаконным оборотом оружия.

 

Значительным событием в усилении борьбы с незаконной миграции стало принятие Государственной Думой 21 июня 2002 г. и одобрение Советом Федерации 10 июля 2002 г. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральным законом определены основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации как временно, так и постоянно пребывающих в Российской Федерации.

 

Согласно Федеральному закону законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. К таким документам Закон относит также миграционную карту - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации[4].

 

Закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

 

Глава 2 Закона определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, что может способствовать сокращению притока незаконной трудовой миграции в Россию. Трудовую деятельность иностранного гражданина Закон определяет как работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный работник должен осуществлять трудовую деятельность в установленном порядке, имея «разрешение на работу», под которым подразумевается документ, подтверждающий его на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

 

Законом регулируется порядок выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности должна ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан[5]. Предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное