+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Современный взгляд на форму правления государства – города Ватикана - Е.А. Тювакова

Дата: 17.10.2011    Автор: Е.А. Тювакова

В российской правовой науке общепринято мнение, что формой правления государства - города Ватикана является абсолютная теократическая монархия[1]. Однако представляется, что по данному поводу имеет право на существование несколько иная точка зрения. Заключается она в следующем.

 

Основными признаками монархии, как формы правления, являются: - сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного лица (монарха); - особый порядок легитимации - наследственная передача власти; - пожизненная бессрочная власть; - отсутствие ответственности.

 

Попробуем проанализировать эти признаки в форме правления государства - города Ватикана.

 

Конституция государства – города Ватикана состоит из шести конституционных актов: Закона об источниках права, Закона о праве гражданства и праве пребывания, Закона об административном устройстве, Закона об экономической, торговой и профессиональной организации, Закона об общественной безопасности, которые были утверждены папой Пием XI 7 июня 1929 г. и Основного закона, который был октроирован папой Иоанном Павлом II 26 ноября 2000 г. и вступил в силу 22 февраля 2001 г., а также Договора между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г.[2].

 

Принимая во внимание задачи настоящей работы, наибольшее значение для анализа формы правления имеет Основной закон.

 

Статьей 1 указанного закона правой статус папы определяется следующим образом: «Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти». Статья 8 Договора устанавливает, что Италия рассматривает папу как лицо священное и неприкосновенное. При этом ни один из конституционных актов не определяет папу в качестве монарха.

 

В соответствии со ст. 2 Основного закона представительство Государства в отношениях с другими государствами и другими субъектами международного права, дипломатические отношения и заключение договоров является прерогативой Верховного Понтифика.

 

Законодательная власть, за исключением случаев, когда Верховный Понтифик пожелает закрепить ее за собой или другими органами, осуществляется Комиссией, которая образуется Верховным Понтификом на пятилетний срок (ст. 3 Основного закона). Согласно ст. 4 Основного закона разработанные Комиссией законопроекты предварительно должны передаваться на рассмотрение Верховному Понтифику.

 

Исполнительная власть в соответствии с указанным законом осуществляется Председателем Комиссии, в наиболее важных случаях требуется согласие Государственного Секретариата (порядок его образования в Основном законе не определен). Часть функций в сфере исполнительной власти государства – города Ватикана возложена на Генерального секретаря.

 

В сфере судебной власти Верховный Понтифик обладает обширными полномочиями. Она осуществляется от имени Верховного Понтифика органами, созданными в соответствии с судебным устройством Государства. Папа вправе на любой стадии уголовного или гражданского дела передать расследование и решение специальной инстанции, обладает правом амнистии, прощения, освобождения от наказания и помилования.

 

Таким образом, анализ одного из конституционных актов государства – города Ватикана – Основного закона позволяет сделать вывод, что, несмотря на то, что папа делегирует свои государственно-властные полномочия различным органам и должностным лицам, как правило, созданным и назначаемым им самим же, Верховный Понтифик обладает значительными правами во всех ветвях государственной власти, что в основном, соответствует первому из указанных выше признаков монархической формы правления.

 

Конституционные акты государства – города Ватикана не регулируют порядок получения статуса главы государства, поскольку данный вопрос регламентирован нормами канонического права, которые в соответствии со статьей 1 Закона об источниках права занимают в иерархии источников права в государстве главенствующее место. «Согласно им глава римской католической церкви избирается пожизненно тайным голосованием Коллегией кардиналов (конклавом). Новый папа должен быть избран из числа кардиналов большинством в две трети плюс один голос и не позднее чем через 18 дней после кончины прежнего»[3]. Этот нетрадиционный для монархической формы правления порядок вступления в должность главы государства обусловлен возможно историческими причинами, поскольку в XI в. папа Григорий VII узаконил целибат – обязательное безбрачие католического духовенства, в 1967 г. папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата. Причины, по которым Григорий VII принял это решение, по мнению многих авторов, были отнюдь не морального характера, хотя указывались в качестве основных (связь с женщиной греховна), а чисто экономического - папа не хотел дробления церковного богатства, то есть просто упразднил институт наследования[4].

 

Кстати во второй половине XX в. появились высокоэффективные репродуктивные технологии – 25 июля 1978 г. в городе Олдхэме на северо-западе Англии появился первый в истории ребенок, родившийся на свет способом экстракорпорального оплодотворения (ребенок «из пробирки»). В настоящее время клиники в различных странах мира широко используют множество других технологий, позволяющих ребенку появиться на свет способами, не связанными с непосредственными половыми контактами мужчины и женщины – методика ICSI – инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита, «суррогатное материнство», криоконсервация (замораживание) эмбрионов. Таким образом, в современных условиях у высших духовных лиц римской католической церкви есть потенциальная возможность получить наследника, не нарушая правил целибата. Использование репродуктивных технологий вызывает сомнение с точки зрения христианской морали, но с медицинской и с юридической точки зрения отцовство в таких случаях может быть установлено – путем проведения соответствующих генетических исследований.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное