+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Учреждение института омбудсмана в постсоциалистических государствах Европы - Ю.Г. Спичак

Дата: 03.10.2011    Автор: Ю.Г. Спичак

Согласно С. Хантингтону в мире имело место три волны демократии. Впоследствии каждая из них стала стимулом для возникновения институтов омбудсмана во многих государствах. Это подтверждает неразделимость концепции омбудсмана и демократических ценностей. Ричард Склар в книге «Развивающаяся демократия» говорит о том, что «уместность этой идеи в отношении стран третьего мира была поставлена под сомнение аналитиками, которые утверждали, что она предполагает наличие стабильного конституционного порядка, социальный характер гражданской ответственности и толерантной политической культуры»[1]. К 1983г. «изучение их деятельности выявило неожиданную приспосабливаемость этого чрезвычайно гибкого института, который неизменно позитивно влияет на утверждение свободы и демократии, даже в том случае, когда очевидно отсутствуют, казалось бы, необходимые для успеха культурные предпосылки[2]«. Институт омбудсмана начал успешно функционировать в новых независимых государствах Латинской Америки и Африки, а затем в государствах Центральной и Восточной Европы, выходящих из периода авторитарного правления.

 

По данным Международного института омбудсмана к концу 1983 г. в мире существовало 21 государство, учредивших институт омбудсмана на национальном или региональном уровнях. К 2003 г. количество институтов омбудсмана увеличилось в 5 раз[3].

 

Необходимо отметить, что в историческом прошлом многих стран бывшего социалистического блока создавались институты, основной задачей которых была организация контроля общества за деятельностью органов государственного аппарата. Это были различные «бюро жалоб» и «отделы писем трудящихся», создававшиеся в различных государственных и партийных органах и средствах массовой информации. И.В. Сталин так пишет о значении Бюро жалоб, созданного при Наркомате Рабоче-крестьянской инспекции: «Работа Бюро жалоб имеет громадное значение в деле борьбы за устранение недостатков нашего партийно-советского, хозяйственно-профсоюзного и комсомольского аппаратов, в деле улучшения аппаратов нашего управления»[4]. Однако неопределенность компетенции создаваемых бюро, отсутствие собственных полномочий привело к тому, что их захлестнул поток жалоб, писем и обращений граждан, касающихся самых различных вопросов – от бытовых до внешнеполитических. Как отмечает первый омбудсман Польши Э. Лентовска, годы функционирования правового института «жалоб и заявлений граждан» привели к девальвированию самого понятия «жалоба», когда жалоба не воспринималась всерьез ни заявителем, ни ее получателем[5].

 

Первой страной, учредившей институт омбудсмана среди стран Советского блока была Польша. Офис был создан в 1987 г. во время правления коммунистов для расследования нарушений администрацией законов и принципов социальной справедливости. К 2002 г. в странах бывшего социалистического блока насчитывалось около 20 институтов омбудсмана.

 

Федеральный омбудсман Бельгии Г. Витс высказал точку зрения, что учреждение института омбудсмана в государствах переходного периода упрощено тем обстоятельством, что он появляется в процессе строительства нового государства и поэтому не возникает препятствий со стороны приверженцев консервативного и бюрократического подходов, свойственных традиционным демократиям при введении нового института. Омбудсман Македонии Б. Наумовски считает процесс построения новой политической системы основной причиной трудностей, возникающих перед омбудсманом. По его мнению, данный процесс зачастую характеризуется медленными структурными реформами, не установившимися политическими и демократическими отношениями, недостаточным законодательным регулированием, несоответствием законодательства нормам международного права, а также неразвитыми взаимоотношениями между администрацией и гражданами[6]. В подобной ситуации омбудсман может способствовать трансформации существующей системы, особенно в свете признания и соблюдения прав человека посредством своего влияния и докладов, а также привлекая внимание общества и средств массовой информации.

 

Несмотря на то, что все институты омбудсмана в бывших коммунистических странах достаточно молоды, их можно условно разделить на следующие три группы в зависимости от сроков и результативности их деятельности:

  • институты омбудсмана – лидеры, которые могут служить моделью для других институтов бывшего социалистического блока: Польша, Эстония, Словения, Литва, Венгрия.
  • развивающиеся институты омбудсмана: Хорватия, Босния и Герцеговина, Латвия, Румыния, Македония, Узбекистан, Россия, Украина, Албания.
  • «младенческие» или «новорожденные» институты омбудсмана: Словакия, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Армения[7].

 

Институты омбудсмана в странах первой группы являются сложившимися. Они уже пережили первые трудности, такие как плохие связи с общественностью, отсутствие опыта работы у персонала, нехватка материальных средств. В Польше к настоящему времени действует уже четвертый Уполномоченный по гражданским правам, Анджей Цолль. Довольно емко выразил суть развития института омбудсмана Польши Адам Зелинский, третий Уполномоченный по гражданским правам: «Профессор Эва Лентовска начала с того, что стала обучать нас основополагающим понятиям правового государства, поскольку в начале срока ее полномочий остро стояла проблема реализации политических прав. Следующий омбудсман, профессор Тадеуш Зелинский, в первые сложные гг. становления польской системы свободного рынка защищал социальные права и имплементировал социальную справедливость. Мое предназначение я вижу в том, чтобы продолжить их начинания в более нормальных условиях»[8].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное