+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Зарубежная практика развития и становления лоббизма - Ю.А. Рузавин

Дата: 17.10.2011    Автор: Ю.А. Рузавин

Лоббизм – понятие с «мировым» именем. В настоящее время нет страны, в которой бы лоббизм, а точнее лоббистская деятельность, не оказывала прямого или косвенного влияния на общественную и политическую жизнь страны. Такое явление, как лоббизм, в каждом государстве имеет свою историю развития и функционирования. В какой-то стране лоббизм появился раньше, в какой-то, позже, но в той или иной степени проявления лоббизма присутствуют в каждом государстве.

 

На сегодняшний день правовое регулирование лоббизма – вопрос актуальный для многих стран, в том числе и для России, но некоторые государства уже предприняли попытку обличить данное явление в правовую форму.

 

Так, например, в США принят ряд законов, регулирующих лоббистскую деятельность. Хочется особо отметить, что в США лоббизм настолько популярный институт, что лоббистов даже называют «невидимым правительством». Кроме этого, в США имеются благоприятные для лоббизма условия. Это развитие и функционирование политической системы, и самое главное, признание  данного явления в качестве правового, действительно существующего и оказывающего значительное влияние на политические и общественные процессы, имеющие место в государстве.

 

Главенствующую роль в правовом регулировании лоббизма в США играют специальные законы. Так, например, в настоящее время действует Закон о раскрытии лоббистской деятельности. А начало становлению и развитию лоббизма было положено Законом 1946 г. «О федеральном регулировании лоббизма». Значимыми для регулирования лоббизма в США являются также Акт 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» и некоторые акты, принятые в 1989 г.

 

Анализируя, закон 1946 г., необходимо отметить, одно из важных требований, которое прописано в данном акте, а именно: регистрация всех профессиональных лоббистов.

 

В параграфе 266 сказано, что действие данного закона распространяется на любое лицо, которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач:

а) принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта;

б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта[1].

 

В законе подробным образом была описана процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты (параграф 267).

 

Закон устанавливает цели лоббизма: «принятие или отклонение Конгрессом США какого-либо законодательного акта и (или) воздействие прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом США какого-либо законодательного акта»[2].

 

В параграфе 269 указаны правовые ограничения лоббизма - запреты и меры ответственности. Взятки и откровенный подкуп, например, членов Палаты представителей и Сената запрещены. Меры ответственности были установлены следующие: штраф до 5000 долларов, либо тюремное заключение на срок не более 12 месяцев, или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры - лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.

 

Вместе с тем практика реализации данного закона (и некоторых других, связанных с ним) свидетельствует, насколько трудно бывает выработать и сформулировать однозначные принципы и нормы, применимые к деятельности большого числа неоднозначных и разнохарактерных организаций. Необходимо учитывать и то, что такой закон будет работать лишь в том случае, если существует и функционирует специальный контрольный орган, наделенный широкими полномочиями и располагающий достаточными средствами.

 

В законе 1946 г. была предпринята первая попытка правового закрепления лоббистской деятельности, что, безусловно, является положительным моментом, но учесть все аспекты регулирования, «поведения» нового института невозможно, соответственно, невозможно  избежать недостатков, проблемных моментов, возникающих при реализации нового закона.

 

Одним из самых важных недостатков, который, скорее всего, и подтолкнул к принятию нового нормативного правового акта по вопросу осуществления лоббистской деятельности на территории США, являлось то, что Закон 1946 г. не распространялся на лоббистов, имеющих дело не с Конгрессом, а с органами исполнительной власти.

 

В связи с этим 19 декабря 1995 г. Президент США Б. Клинтон подписал одобренный Конгрессом Закон «О раскрытии лоббистской деятельности».

 

Его действие распространилось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти, было введено много новых терминов, а также перечислены 19 видов действий, не подпадающих под понятие «лоббизм». Штрафы за нарушение закона увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозит.

 

Необходимость принятия нового закона объясняется тем, что только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов и.т.п. Платность лоббистских услуг стала профессиональным фактором.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное