+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Жалоба граждан в органы исполнительной власти в Российской Феде-рации и государствах Центральной и Восточной Европы как форма защиты субъективных прав и законных интересов - О.О. Васильченко

Дата: 14.11.2011    Автор: О.О. Васильченко

Наряду с процедурами бесспорного административного производства важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина в деятельности исполнительной власти играют процедуры, регулирующие обращение граждан в связи с возникновением конфликтных ситуаций, т.е. процедуры спорного административного производства. В российском законодательстве, а также и в законодательстве всех государств Центральной и Восточной Европы эта форма административного контроля получила название административного обжалования («внутриведомственного рассмотрения жалоб»[1]). Она рассматривается как контрольный процесс, возбуждаемый частным лицом путем подачи жалобы. Идеи о введении института «административного иска»[2] пока не получили закрепления в законодательстве Российской Федерации, а также государств Центральной и Восточной Европы.

 

Право на административное обжалование и институт административного (внутриведомственного) обжалования, по общему правилу, закреплены тех же законодательных актах, что и административные процедуры и, по существу, является разновидностью административных процедур (ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об основах административной процедуры», ст. 81 Административно-процедурного Кодекса Республики Болгарии, ст.ст. 76 и 78 Закона Латвийской Республики «Об административной процедуре», ст. 23 Закона Литовской Республики «О публичном администрировании», ст. 220 Закона Республики Македония «Об общей административной процедуре», ст. 127 Административным кодексом Польской Республики, § 71 Закона Эстонской Республики «Об административной процедуре»). При этом право обжалования решений органов исполнительной власти является также одним из процессуальных прав гражданина как стороны административной процедуры[3]. Вместе с тем, в законодательстве Словацкой Республики право на административное обжалование рассматривается как относительно самостоятельное субъективное право, и, соответственно институт административного (внутриведомственного) обжалования - как самостоятельная гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти. Это выражается в том, что порядок рассмотрения жалоб граждан установлен не в законодательстве об административных процедурах, а в специальном законе - в Законе Словацкой Республики от 9 декабря 2009 г. «О жалобах»[4].

 

В государствах Центральной и Восточной Европы, не имеющих законодательства об административных процедурах, институт жалоб и порядок их рассмотрения устанавливается законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан – п. 4 ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан»[5]; ч. 4 ст. 3 Закона Украины «Об обращениях граждан»[6]. Право на административное обжалование, также как и право на обращение с заявлением о реализации прав и законных интересов, проистекает из закрепленного во всех государствах Центральной и Восточной Европы на конституционном уровне права на обращение в органы публичной власти. Право на обращение играет главенствующую роль в механизме внутреннего контроля исполнительной власти. Его основание можно выразить через максиму: «там, где власть, должна быть и ответственность», т.е. ни одна власть не может рассматриваться как власть, имеющая возможность безответственно править и пользоваться при этом неприкосновенностью. Исходя из этого, каждый человек имеет право на обращение в органы исполнительной власти по поводу нарушения его прав и законных интересов. Следует заметить, что в соответствии с концепцией Комитета министров Совета Европы, выраженной в Резолюции 77(31) о защите человека от действий органов исполнительной власти, право на обжалование включает право быть услышанным[7]. Согласно резолюции, в отношении любых административных действий, в силу своей природы неблагоприятно воздействующих на права, свободы и интересы, заинтересованные лица могут представить факты и аргументы и в соответствующих случаях представить доказательства, которые должны быть приняты во внимание исполнительной властью. Это право гарантируется тем, что подкрепляется определенными правовыми средствами защиты субъективных прав при неисполнении органами исполнительной власти предписанных им законом функций.

 

При этом, также как и при рассмотрении заявлений, объем процессуальных прав заявителя должен быть несколько иным, чем это необходимо для восстановления прав, нарушенных в сфере исполнительной власти. Следует также заметить, что обращение с жалобой в порядке, установленном для рассмотрения обращений в органы публичной власти, в отличие от административного обжалования, не ограничено сроком. Таким образом, гражданин может обжаловать решение органа исполнительной власти сколь угодно долго, что создает нестабильность как в его правовом статусе, так и в деятельности органов исполнительной власти.

 

Наибольшее распространение в государствах Центральной и Восточной Европы получил институт административной жалобы, рассматриваемой уполномоченным органом исполнительной власти (внутриведомственное обжалование). Рекомендация R (2001) 9 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам об альтернативах судебному разбирательству споров между органами исполнительной власти и частными лицами (п. 38) определяет внутриведомственное обжалование как процедуру обращения в соответствующую компетентную административную инстанцию. Такой компетентной инстанцией может быть орган, издавший спорный акт, вышестоящая инстанция в административной иерархии и какой-либо орган, специально предназначенный для этой цели[8].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное