+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

О необходимости развития системы мер борьбы со страховым мошенничеством - И.А. Краснова

Дата: 09.11.2011    Автор: И.А. Краснова

Одним из серьезных факторов сдерживания необходимого развития страхового рынка является страховое мошенничество. Этот вид мошенничества оказывает существенное влияние на величину тарифов по целому ряду видов страхования (не связанного со страхованием жизни).

 

Страховое мошенничество – это волевое вмешательство в нормальный ход событий с целью получить со страховой компании возмещение, права на которое у заинтересованного лица не возникло бы; иными словами – событие, на случай наступления которого обычно осуществляется страхование, не обладает признаками вероятности и случайности, а становится страховым случаем благодаря усилиям злоумышленников.[1]

 

Эксперты разделяют мошенничества в России на три группы: преступные группировки и сотрудники страховых компаний, пытающиеся таким образом заработать деньги; отдельные клиенты, которые вводят компанию в заблуждение; непреднамеренное страховое мошенничество.[2]

 

В документе Financial Services Authority (FSA) «Обзор финансовых рисков» за 2005 г. приводились (со ссылкой на Ассоциацию британских страховщиков (Association of British Insurers)) данные, что общий ущерб от мошенничества, который терпят страховщики Великобритании, ежегодно превышает 1 млрд. фунтов стерлингов. На мошенников приходится около 10% объема выплат по страхованию личных автомобилей и около 15% - по страхованию имущества домовладельцев.[3]

 

страховое мошенничество не является сугубо российским явлением. Страховая индустрия США состоит из более чем 5000 компаний, активы которых превышают 1,8 триллиона долл. Это одна из самых крупных и при этом наиболее независимых сфер бизнеса в США. Тем не менее ежегодные потери страховщиков оцениваются в сумму около 100 млрд. долл., что составляет порядка 1 тыс. долл. на семью. Самые частые преступления совершаются в автостраховании - 12,2 млрд. долл., при страховании коммерческой и производственной деятельности - 13 млрд. долл., жилья - 1,8 млрд. долл., жизни - $1,5 млрд долл. В Канаде потери составляют от 1,3 до 2 млрд. долл. Считается, что от 10 до 15 центов с каждого доллара премии идет на уплату по мошенническим претензиям. Европейский комитет по страхованию оценивает убытки от мошенничества Европе в 2% всех страховых премий в странах Европейского Союза, причем как минимум 10% всех оплаченных претензий были получены мошенниками. В Германии, согласно специальной уголовной статистике, ежегодно совершается от 7,5 до 9 тысяч случаев мошенничества, это составляет примерно 6-8% от всех выплат. По оценкам немецких специалистов, число спровоцированных ДТП в Германии в 2003 г. превысило триста тысяч. Причем полиции доводилось разоблачать банды махинаторов, насчитывавшие до 1000 человек, в которой были свои адвокаты, технические эксперты и врачи. Французскими страховыми компаниями ежегодно по обманным декларациям о пожарах, угонах автомобилей, ограблении квартир выплачивается около 12 млрд. франков.

 

В России кризис вызвал новую волну мошенничеств в сфере автострахования, что крайне беспокоит операторов данного сектора рынка, несущего в связи с активизацией злоумышленников, «специализирующихся» на подобного рода преступлениях, многомилионные убытки, связывая их напрямую со вступившим в действие «Европротоколом». По словам участником страхового рынка, до четверти страховых выплат приходится на «левые» ДТП.[4] Можно поспорить именно с этой цифрой, но то, что масштабы мошеничества в сфере страхования очень высок, это бесспорно. Росгосстрах в 2008 г. выявил более полутора тысяч страховых мошенничеств на 350 миллионов рублей. Это вдвое больше чем в 2007 г.[5]

 

Среди типовых схем мошенничества в этом сегменте рынка выделим для примера следующие:

- приобретение двух автомобилей одинаковой марки и модели (один - битый, второй – в нормальном состоянии), демонстрация хорошего автомобиля при заключении контракта и получении полиса, а затем демонстрация битого автомобиля при ДТП (в большинстве случаев требуется сговор с работником страховой компании);

- уничтожение собственных автомобилей лицами, оказавшимися не платежеспособными для возвращения автокредита банку;

- многократное страхование лицом своего одного автомобиля в разных страховых компаниях.

 

Так, осенью 2009 г. компания «РЕСО-Гарантия» в Москве предотвратила мошенничество на 465 тыс. руб. Клиент компании, чей автомобиль Ford Focus был застрахован по договору каско, попытался получить страховое возмещение по инсценированному ДТП, говорится в сообщении «РЕСО-Гарантии». Страхователь утверждал, что его автомобиль получил повреждения в результате наезда на препятствие и опрокидывания в кювет. В ходе проверки выяснилось, что в 2008 г. предыдущий владелец машины застраховал ее в компании «ГУТА-Страхование». Через некоторое время Ford попал в аварию и был признан не подлежащим восстановлению. Клиенту выплатили 700 тыс. руб. возмещения и вернули ему годные остатки автомобиля, которые он продал через газету «Из рук в руки». Их и приобрел клиент «РЕСО-Гарантии», чтобы заключить договор страхования. Он сфотографировал номер VI№, а на предстраховой осмотр приехал на аналогичном автомобиле в исправном состоянии. Когда служба безопасности представила мошеннику доказательства, он отказался от выплаты возмещения.[6]

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное