+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Современные тенденции развития криминального автобизнеса - Д.В. Викторенков

Дата: 30.09.2011    Автор: Д.В. Викторенков

В течение нескольких последних лет проблема краж и незаконного оборота автотранспортных средств встала с особой остротой во многих странах мира. Хищения и другие неправомерные завладения транспортными средствами относятся к категории преступлений против собственности, пресечение, раскрытие и предупреждение которых является одним из приоритетных направлений в деятельности МВД России. Общественная опасность таких преступлений усугубляется тем, что кроме причиняемого материального ущерба они, зачастую, являются подготовительным этапом для совершения более тяжких преступлений.

 

Причинами, способствующими совершению кражи автотранспортных средств, являются высокая прибыльность криминального автобизнеса и минимальный риск задержания и привлечения к уголовной ответственности. Ключевым фактором, облегчающим сокрытие и реализацию краденых автомашин считается фактор «обособленности» государств при «прозрачности» границ, отсутствие заинтересованности стран в розыске «чужих» автомашин и др., а также низкий уровень технических средств защиты от похищения автотранспортного средства и др.

 

Незаконный автобизнес, основанный на легализации криминальных автомобилей, все более приобретает транснациональный характер. Во всех странах наиболее распространенными являются такие способы хищения и сбыта автотранспорта:

  • инсценировка кражи с последующим получением страховой выплаты (владелец страхует автомобиль на максимальную сумму, договаривается с сообщниками о его «краже», нередко сам транспортирует его в то место, откуда его удобнее переправить в другую страну, через определенное время после кражи заявляет о случившемся в правоохранительные органы);
  • хищение и сбыт автомашин по подложным документам (часто документы подделываются при участии лиц, работающих в регистрационных подразделениях, правоохранительных органах, при участии преступных групп разных стран, что затрудняет их своевременное выявление;
  • иногда автомобиль переправляется через границу с измененными знаками первичной маркировки; изменение регистрационных знаков автомобиля (криминальный автомобиль снабжается поддельными документами или документами аварийного автомобиля и номера номерных агрегатов похищенного автомобиля перебиваются под готовые документы);
  • фальсификация кредитно-денежных документов (покупка транспортного средства путем предъявления чека, не имеющего покрытия, покупка автотранспорта в кредит с последующим вывозом автомашины из страны и др.).

 

В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем: кражи автомашин составляет 20 %.

 

Проблема борьбы с кражами и угонами транспортных средств приобрела особую значимость в конце 80-х г.г. ХХ в. Осуществляемые ОВД меры, направленные на активизацию работы по предупреждению и пресечению преступных посягательств на транспортные средства, способствовали значительному сокращению их количества. Вместе с тем проблема остается острой, как с социальной, так и с экономической стороны. В сфере криминального автобизнеса действует более 1000 преступных группировок, в которые активно вовлекаются несовершеннолетние. Устойчивый характер имеют и межнациональные криминальные связи.

 

Маршруты перемещения похищенных автомашин, главным образом, проходят с запада на восток и выделяются следующие пути:

  • балканский маршрут: похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в балканские страны или через них далее на Ближний Восток;
  • итальянский маршрут: похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;
  • центрально-европейский: похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чехию или Венгрию в страны СНГ;
  • морской путь – похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы по Средиземному морю на Ближний Восток или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию;
  • испанский маршрут: похищенный транспорт перегоняют из западноевропейских стран в Северную Африку через Испанию;
  • северный маршрут: похищенные автомобили либо перегоняются, либо перевозятся на пароме, в основном, из скандинавских стран и Германии, напрямую или через Финляндию, в прибалтийские страны и Россию.

 

Значительное количество похищенных автомобилей легализуется в странах СНГ, что обусловлено отсутствием межправительственных соглашений об их бесспорной выдаче. Существующая практика большинства стран СНГ основана на принятии решения о возврате похищенной автомашины жителю другого государства только по решению суда, который, как правило, отстаивает интересы граждан своего государства. Такое положение усугубляется низкой результативностью раскрытия и расследования этих преступлений. За последние годы ни в одном из государств содружества показатель раскрываемости не превысил 30 %. Из года в год растет количество уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, или за не розыском скрывшихся преступников. Все это обусловлено несколькими причинами: во-первых, слишком велика доля латентных преступлений этой категории. Общеизвестны случаи необращения граждан в ОВД по поводу розыска похищенного автотранспорта и обращения к криминальным структурам, превратившим похищение автомобиля с последующим выкупом в разновидность преступного «автобизнеса»; во-вторых, реальностью, усугубляющей оперативную обстановку по линии преступного автобизнеса, является стремительный поток в Россию похищенного автотранспорта из стран дальнего зарубежья.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное