+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Разграничение полномочий в сфере предметов совместного ведения: опыт Республики Бурятия - Б.Г. Бальжиров

Дата: 30.09.2011    Автор: Б.Г. Бальжиров

Для каждого сложносоставного государства основным вопросом, который наглядно демонстрирует характер государственно-правовых связей, является разграничение полномочий между федеральной властью и властью субъектов. Оно не только позволяет говорить о том или ином государственно-правовом положении государства, но и определяет характер и эффективность деятельности властей.

 

Вопрос о правовой практике разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации продолжает оставаться одним из острейших вопросов, от правильного решения которого во многом зависит дальнейшее укрепление российской государственности, развитие прочных федеративных отношений. В.В. Путин отметил в своем Послании Федеральному Собранию 3 апреля 2001 г., что период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена»[1]. По мнению главы государства, «обязательное условие успеха стратегических преобразований – наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия и между уровнями власти приводит к большим экономическим и социальным потерям»[2].

 

В целом соотношение правовых систем Российской Федерации в части, касающейся предметов их совместного ведения, должно базироваться на следующих положениях:

  • предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является вопрос государственной деятельности, решение которого осуществляется на основе полномочий, возложенных как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и может быть изменен путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации;
  • федеральные законы, изданные по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеют прямое действие на территории Российской Федерации, включающей в себя территории всех субъектов Российской Федерации. Установление субъектами Российской Федерации каких-либо правил и процедур ратификации федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не допускается;
  • субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, являются обязательными и для федеральных органов государственной власти;
  • законы и иные нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, изданным по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случаях противоречия между ними действует федеральный закон, изданный по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • при необходимости срочного принятия субъектом Российской Федерации закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может принять закон субъекта Российской Федерации до издания федерального закона по предмету совместного ведения. Закон субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации после издания федерального закона по данному предмету ведения должен быть приведен в соответствие с ним;
  • нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения могут издаваться на основе закона субъекта Российской Федерации до принятия по этим предметам нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. После издания федерального закона по данному предмету совместного ведения нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с ним;
  • целесообразно установить порядок, при котором органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации получают право издавать по предметам совместного ведения Российской Федерации совместные нормативно-правовые акты, имеющие прямое действие на территории субъекта Российской Федерации;
  • за субъектами Российской Федерации целесообразно признавать право не осуществлять правовое регулирование по отдельным предметам совместного ведения Российской Федераций и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти 3-х или нескольких субъектов Российской Федерации при участии или с согласия федеральных органов исполнительной власти могут принимать единый нормативно-правовой акт по предмету совместного ведения, имеющий прямое действие на их территории.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное