+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу об особенностях личных прав человека - Ш.О. Горгадзе

Дата: 04.10.2011    Автор: Ш.О. Горгадзе

Принятие Международного Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948г.). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976г.), внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Все лица, проживающие в государстве – участнике Пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

 

Данное требование обязывает все государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. После присоединения к Пактам создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты приобретают приоритет над внутригосударственным законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1996г.).

 

Важнейшими международными договорами Совета Европы в области прав человека являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (Европейская конвенция о защите прав человека) и протоколы, которые представляют собой дополнительные договоры к Конвенции, своего рода ее продолжение (Протоколы № 1, 4, 6 и 7), но не вносят изменения в текст самой Конвенции. Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней (за исключением Протокола № 6) ратифицированы Российской Федерации.

 

Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Международные пакты 1966г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд других важнейших международно-правовых актов определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

 

Поэтому в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, как содержащиеся в Конституции государства, так и содержащиеся в международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека. Если какое-либо основное право человека не вошло в Конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве в качестве основного, независимо от его формального закрепления в Конституции[1].

 

Нормы главы II Конституции РФ 1993г. – «Права и свободы человека и гражданина» – как важнейшей части Конституции имеют особый статус в российской правовой системе и решающее значение при уяснении фактического положения человека и гражданина в государстве и обществе. Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции РФ и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами, как в личных, так и в общественных интересах. Все конституционные права и свободы характеризуются рядом общих признаков, свойств, которые отличают их от других прав и свобод, в своей совокупности определяют их юридическую природу и могут быть сведены к следующим:

  • это основные права и свободы, ввиду того что: жизненно важны и в наибольшей степени социально значимы как для конкретного человека, так и для общества и государства, защищают основные, базовые ценности и интересы личности; являются общими для всех без исключения лиц, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др., действуют на всей территории РФ; обладают наиболее высокой юридической силой (значимостью), все другие права и свободы должны, в принципе, соответствовать основным; являются руководящими принципами, определяющими содержание конкретных нормативных правовых актов текущего законодательства;
  • конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17);
  • конституционные права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку от рождения (п. 2 ст. 17). Никакими правовыми актами они не могут быть отменены, что прямо подтверждается положением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»;
  • они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18);
  • конституционные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер (ст. 18), то есть даже при отсутствии конкретизирующих положений в законах и иных нормативных правовых актах, конституционных прав и свобод человека, суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту указанных прав и свобод. Все другие права и свободы человека и гражданина реализуются только в процессе участия лица в конкретном правоотношении, основные же личные права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, а также постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения. Несмотря на указание Конституции РФ о прямом действии ее норм (ст. 15), суды не всегда могут это сделать. Это вызвано, в основном, двумя причинами: во-первых, неопределенностью, декларативностью некоторых норм; во-вторых, тем, что Конституция РФ не регулирует весь объем тех или иных отношений, а предусматривает в дальнейшем принятие законодателем специальных норм;
  • ограничение конституционных прав и свобод допускается лишь федеральным законом в целях, и условиях, определенных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55, ст. 56). Принципиально важно, что положения главы второй не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Необходимость их изменений влечет за собой принятие новой Конституции РФ (ст. 135). Следовательно, права и свободы человека и гражданина находятся под особой, повышенной государственно-правовой защитой.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное