+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Комбинаторика федеративного устройства России (конституционно-правовой аспект). - Ю.Н. Ваганов - О.А. Мотякова

Дата: 19.09.2011    Автор: Ю.Н. Ваганов, О.А. Мотякова

Глава 9 Конституции Российской Федерации регламентирует порядок изменения действующей (внесение поправок) и принятия новой (пересмотр) Конституции. Можно выделить 4 модели внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

1. Положения глав 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Согласно ст. 135 Конституции необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции.

2. Поправки к главам 3-8 (за исключением п. 1 ст. 65) согласно ст. 136 Конституции вносятся Законом Российской Федерации о принятии соответствующей поправки к Конституции Российской Федерации[1], принимаемом в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». При этом, в этом Федеральном законе под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации.

3. Согласно ч. 1 ст. 137 изменения в п. 1 ст. 65 Конституции, определяющий состав Российской Федерации, в случаях принятия в Российскую Федерацию нового субъекта; образования в составе Российской Федерации нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующими федеральными конституционными законами. Порядок принятия федеральных конституционных законов по основаниям, предусмотренным в первых двух случаях, установлен Федеральным конституционным законом «О порядке принятии в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[2].

4. Согласно ч. 2 ст. 137 и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года № 15-П по делу о толковании этой нормы, наименование субъекта Российской Федерации в случае его изменения подлежит включению в текст ст. 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения соответствующего субъекта Российской Федерации, принятого в установленном этим субъектом порядке. Следовательно, обе задачи могут быть решены путем реализации второй и третьей из рассмотренных выше моделей, т.е. без пересмотра действующей Конституции Российской Федерации. Однако сокращать число субъектов Российской Федерации без пересмотра действующей Конституции можно только до определенного предела[3].

 

Виды субъектов Российской Федерации приведены в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Данная норма не может быть изменена без пересмотра всей Конституции. Российская Федерация состоит из республик; краев; областей; городов федерального значения; автономной области; автономных округов. Каждый вид субъекта, кроме автономной области, упомянут во множественном числе. Следовательно, подразумевается, что субъектов данного вида должно быть как минимум 2. Таким образом, число субъектов Российской Федерации без пересмотра действующей Конституции Российской Федерации можно сократить только до 11-ти. При решении вопроса об укрупнении субъектов Российской Федерации следует обратить внимание на следующее обстоятельство - число субъектов, которое можно получить в результате укрупнения, не должно быть менее 11-ти; среди них - обязательное наличие 2-х республик, 2-х краев, 2-х областей, 2-х городов федерального значения, 2-х автономных округов и 1-ой автономной области. При этом следует отметить, что, например, автономной областью в результате процесса сокращения числа субъектов может стать не Еврейская автономная область, а формально любой другой субъект Российской Федерации, - граничащий с Еврейской автономной областью. После принятия предусмотренного ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта и при условии достижения взаимного согласия с Российской Федерации - даже Калининградская область.

 

Следует отметить, что в истории нашей страны есть факты прекращения существования субъекта Российской Федерации как самостоятельного образования. Например, в 1941 г. была ликвидирована Республика Немцев Поволжья, а ее территория передана в состав Саратовской и Сталинградской областей; в 1944 г. территория Чечено-Ингушской АССР была разделена между соседними Ставропольским краем, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР; в 1943 г. ликвидирована Карачаевская АО; в 1944 г. - Крымская АССР и т.п. Упразднены были также автономии калмыцкого и балкарского народов.

 

Но эти примеры следует рассматривать скорее как определенную форму федеративной ответственности. Некоторые авторы возвращаются сейчас к ее рассмотрению, однако оговариваясь, что реализация ее практически невозможна в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации.

 

Формами преобразования государственно-правового статуса субъекта Российской Федерации в этом случае они называют:

- преобразование субъекта Федерации в федеральную территорию;

- присоединение территории субъекта Федерации к территории другого субъекта Федерации;

- включение бывшего субъекта Федерации в состав другого субъекта в качестве административно-территориального образования.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное