+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Конституционно-правовое регулирование института обращений граждан в органы публичной власти в Российской Федерации - К.А. Карпухин

Дата: 01.11.2011    Автор: К.А. Карпухин

Поиск оптимальной модели взаимоотношений индивида и государства является краеугольным камнем исследований, проводимых в различных научных областях на протяжении длительного времени. В процессе своего развития человечество накопило определенный опыт, свидетельствующий о том, что личность должна обладать определенным гарантированным минимумом прав и свобод, а одной из основных обязанностей государства является их обеспечение и защита. В этом ракурсе институт обращений граждан во властные структуры имеет первостепенное значение, так как представляет собой не что иное, как канал прямой связи индивида и государства. Поток обращений граждан в различные инстанции отражает, с одной стороны, их социальную активность, доверие к политическим институтам государства, а с другой - определенные негативные явления, несовершенство организации рассмотрения обращений, пробелы в действующем законодательстве. Необходимо учитывать, что обращения граждан являются и существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Вместе с тем, право на обращение выступает и одним из действенных способов устранения возможных нарушений законности, средством предотвращения правонарушений. Все вышеперечисленные моменты подчеркивают особую значимость института обращений граждан, прошедшего долгий путь исторического развития.

 

Первые правовые нормы, закрепляющие институт обращений граждан в органы публичной власти в российском законодательстве появляются в XV веке – Судебник 1497 г предусматривал право на подачу челобитной, в том числе, самому государю. Последующая правовая регламентация содержалась в главе 10 «О суде» Соборного Уложения 1649 г., определяющей отдельные вопросы рассмотрения челобитной и ответственности недобросовестных жалобщиков. Последующее отечественное законодательство в данной сфере общественных отношений вплоть до 70-х годов ХХ века было направлено на уточнение субъектного состава, регулирование порядка работы органов власти с обращениями, установление мер ответственности субъектов обращений и должностных лиц за ненадлежащее их рассмотрение. За указанный период институт обращений граждан в публичные органы значительно преобразовался – законодателем он рассматривался уже не только как способ защиты интересов личности, но и как способ участия в управлении делами государства и свободного выражения личностью своего мнения. В 1968 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», действовавший практически сорок лет[1]. Он действовал на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству – Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[2] и некоторых других нормативных актов, устанавливающих особый порядок обжалования решений и действий по специфическим вопросам.

 

Вплоть до середины 2006 г. продолжало действовать также Постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г. «О делопроизводстве по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях»[3].

 

Названные подзаконные нормативно-правовые акты регламентировали лишь разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан, причем без учета происшедших в России социально-экономических и правовых  изменений, в них не нашли своего нормативного закрепления многие важные аспекты, связанные с правом гражданина на подачу обращений.

 

Процесс придания институту обращений граждан статуса конституционно-правового института получил зарождение в советский период развития российского общества. Впервые конституционно-правовое закрепление данного института произошло в ст.49 Конституции СССР 1977 г.[4], а также в Конституции РСФСР 1978 г., однако наиболее полное выражение институт обращений граждан в органы публичной власти нашел в ст. 33 Конституции Российской Федерации.

 

Согласно ч. 1-2 ст. 3 Конституции РФ от 23 декабря 1993 г., «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Одной из форм противостояния произволу выступают индивидуальные и коллективные обращения граждан, что закреплено в конституционном порядке (ст. 33).

 

Однако процесс эволюционирования конституционно-правового института обращений граждан в органы публичной власти в настоящий момент не окончен и находится в постоянном развитии.

 

В конце ХХ-начале XXI в. в значительной части государств мира осуществлялись и продолжают осуществляться крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления. Отечественные шаги в этом направлении осуществляются на основе изучения опыта проведения административных реформ в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Корее, Японии и других странах. Движущим мотивом большинства административных реформ в названных странах являлось, в том числе, осознание необходимости повышения эффективности системы государственных органов и доверия к государству со стороны населения и частного сектора.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное