+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Конституционно-правовое регулирование пограничной политики и пограничной безопасности - В.В. Сергеев

Дата: 19.09.2011    Автор: В.В. Сергеев

В современных условиях обеспечение безопасности личности, общества и государства является главной задачей, которую призвано решать руководство страны, органы государственной власти и управления, политические и общественные институты, а также граждане. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны[1]. Особенно настораживает их проявление в пограничном пространстве в силу объективной концентрации противоречий внешней и внутренней природы.

 

Познание закономерностей функционирования и развития пограничной сферы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, способствует дифференцированному подходу к оценке явлений и процессов в пограничном пространстве, выработке научно обоснованной пограничной политики, а также проведению необходимых мер в деятельности соответствующих государственных и общественных структур. Пограничная политика любого государства и ее стратегия должны базироваться на принципах правового государства и гуманизма.

 

Вопрос о пограничной политике приобрел особое значение в новой геополитической ситуации на Евразийском континенте в связи с изменениями установившихся после Второй мировой войны границ между государствами. Эти изменения высветили различия в позициях современных государств на роль государственных границ и деятельность государственных институтов по их защите. В одних государствах полагают необходимым установление “железного занавеса” по всей границе, в других - охранно-правовое присутствие только в пунктах пропуска, в третьих - исходят из целесообразности иметь «прозрачные» границы, в четвертых - предлагают некоторые промежуточные варианты в зависимости от отношений с сопредельными государствами.

 

С особой остротой встает проблема зашиты государственной границы вновь образовавшихся государств, государств, в которых появились новые участки государственной границы, внешних границ объединений государств, государств, перенесших социальные потрясения или подвергшихся агрессии. В этих и иных случаях происходит смена ценностей и ориентиров поведения людей. Возникает необходимость обеспечения выхода страны из кризисного состояния, обоснования новой системы мер защиты государственной границы и территориально целостности государства, как в целом, так и на отдельных участках границы. Все эти особенности правового режима государственной границы и ее охраны концентрируются в пограничной политике государства.

 

Пограничная политика государства является составной частью общей его политики и концепции безопасности (национальной безопасности) данного государства. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения пограничной безопасности страны. Пограничная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актах государственных органов, общепринятых принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) и граждан в соответствии с их правовыми полномочиями в пограничной сфере[2].

 

Пограничная политика государства представляет собой деятельность органов государственной власти по реализации его функций в пограничной сфере и направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, реализацию и защиту интересов и безопасности страны в ее пограничном пространстве, а на договорной основе - и в пограничных пространствах других государств. Пограничная политика государства осуществляется преимущественно в его пограничном пространстве, которое охватывает государственную границу страны, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних морских вод и территориального моря, подводную среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону и конвенционные районы, определенные тому или иному государству по международным правовым актам.

 

Необходимость проведения пограничной политики обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов. На пограничную политику России оказывают значительное влияние следующие факторы:

1) незавершенность территориального разграничения отдельных участков государственной границы с сопредельными государствами и существование пограничных противоречий;

3) отказ страны от прежней пограничной политики СССР;

4) охрана внешних границ Содружества Независимых Государств;

5) расширение функций органов и войск пограничной службы России по противодействию деятельности преступных международных организаций, незаконной миграции населения и др.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное