+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Некоторые вопросы реформы системы исполнительной власти в Российской Федерации - О.И. Чепунов

Дата: 17.10.2011    Автор: О.И. Чепунов

В последнее время в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Строительство эффективного государства в России предполагает системное решение комплекса правовых, социальных, экономических, политических, этнических противоречий. Это определяет оперативное взаимодействие при решении задач, где в первую очередь существует острая необходимость согласованного взаимодействия всех институтов государственной власти.

 

Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

 

В свое время Т. Гоббс в «Левиафане» заметил, что «существует только один способ создать сильное государство – это единство власти»[1].

 

После продолжительного времени бессистемного поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период относительно стабильного общественного развития. К настоящему времени в стране сформированы и функционируют государственные институты, образующие социально-экономическую, политическую и правовую системы Российского государства. Однако дальнейшее позитивное развитие государства невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения функционирования и взаимодействия между органами публичной власти и структурами гражданского общества.

 

«Нерешительность власти и слабость государства», – отметил Президент РФ В.В. Путин в своем первом в качестве главы Российского государства Послании Федеральному Собранию РФ, – «сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную власть»[2].

 

В публичных выступлениях и ежегодных посланиях Президентом РФ периодически высказываются критические замечания в адрес исполнительной власти. Так в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2003 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что государственная власть в Российской Федерации «оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И, наоборот, она неплохо приспособилась извлекать так называемую «административную ренту»[3].

 

«И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно»[4].

 

«Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом»[5].

 

Начало и задел административной реформы был дан в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2001 г. Одним из важных положений названного президентского выступления явилась фраза о том, что «государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим»[6].

 

В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и публичных выступлениях основным препятствием на пути экономических реформ названа причина недостаточной эффективности государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.

 

По своей организационной структуре исполнительная власть специфична, многообразие ее организационно - правовых форм обусловлено сложностью задач, стоящих перед ней, и государство, действующее в сложных социально-политических условиях, оказывается перед необходимостью гибко реагировать на изменение и внешних, и внутренних условий, адекватно реагируя на получаемую информацию. В этом заключены свойственные для него специфичные, постоянно меняющиеся факторы. В этом отношении государство является открытой системой для корректировок своей деятельности, где постоянно могут происходить выверенные и своевременные изменения.

 

Реформирование исполнительной власти можно охарактеризовать, как пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций, а так же изменение структуры и штатов и т.д. Сложная и ответственная задача - перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - объективно необходимая и важная составляющая административной реформы.

 

Провозглашенная реформа исполнительной власти, проводимая в Российской Федерации, еще далека до завершения, однако в настоящее время можно сделать определённые выводы в отношении промежуточных результатов.

 

Под реформой исполнительной власти понимаются преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания единой системы исполнительной власти, работающей в «режиме самосовершенствования» в интересах общества.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное