+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Нормативные характеристики некоторых моделей государственной службы - С.В. Качушкин

Дата: 02.11.2011    Автор: С.В. Качушкин

Несмотря на специфику организации и функционирования государственной службы в отдельной стране, зависимости конкретной модели от исторических, экономических, социальных и политических условий, в мировой практике известно несколько обобщенных моделей государственной гражданской службы. Характеристики этих моделей получили разное наименование. В отечественной науке и практике последнего постперестроечного периода названия этих моделей широко используются в литературе[1]. В то же время и зарубежные, и российские авторы приводят разные характеристики этих моделей. Важно сформулировать непротиворечивые характеристики моделей, на опыт реализации которых ориентируются в научных исследованиях, в современной практике государственного строительства, законодательной практике.

 

Оценивая конституционно-правовую практику и перспективы развития законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации, важно представить не только формулировку типичных социально-политических характеристик государственной службы, нашедших обобщающее отражение в их названии, но сформулировать их нормативные характеристики. Наиболее часто современные исследователи обращаются к характеристикам и описанию особенностей следующих моделей (концепций) государственной службы:

- «системы заслуг и достоинств» (merit system),

- патронажной системы "spoils system",

- корпоративистской модели бюрократии,

- советской (номенклатурной) модели,

- современного менеджеризма,

- модели публичной службы гражданского общества.

 

В настоящее время опубликовано достаточно большое число работ и исследований, в которых содержится детальный анализ обобщенных и идеальных моделей государственной службы, которые отражают преимущественно зарубежную практику организации и функционирования государственной службы. Описание и анализ классической модели веберовской бюрократии содержится в работах Е.В. Охотского[2]. В.Д. Граждан критически оценивает научные разработки специалистов в сфере права и юриспруденции, полагая, что в настоящее время в отечественной науке сформировались две основные концепции государственной службы – политическая и правовая[3]. Он полагает, что ни правовая, ни нравственная составляющая, рассматриваемые как по отдельности, так и вместе, не играют определяющей роли в государственной гражданской службе. Главным стрежнем в системе государственной гражданской службы, да и государственной службы вообще, является, политика. Эти тезисы используются ученым-политологом для того, чтобы обосновать правомерность отнесения государственного управления и государственной гражданской службы к группе политических наук.

 

Представляется, что конституционно-правовой институт государственной гражданской службы, как и в целом институт государственной службы, может и должен рассматриваться и анализироваться в политологическом аспекте. Но утверждение о том, что в гражданской службе есть правовая составляющая, которая лишь позволяет рассчитывать на формирование "частных особых дочерних наук", противоречит не только современному состоянию отечественной правовой науки, но и зарубежному опыту. Как бы ни обосновывалась первичность политических наук по отношению к юридическим, нельзя игнорировать тот факт, что сформировалась система правовых знаний[4], включающая в себя обширный комплекс фундаментальных юридических наук, основанных, в том числе, на философии и теории права, истории права, теории государства и права, отрасли конституционного права. Эти отрасли знаний в большей степени, чем философия и политология приближены к изучению реальных формализованных механизмов функционирования государства и, в частности, института государственной гражданской службы. Да и реальное состояние политологических и управленческих наук таково, что детальный анализ правовых концепций становления и развития государственной гражданской службы, оценка их фактической реализации в нормативных правовых актах не могут быть эффективно осуществлены без инструментария и методов, присущих юридическим наукам. Поэтому анализ концепций государственной службы должен основываться как на материалах и результатах, полученных в юридических науках, так и на результатах, представленных в политологических, социологических исследованиях и работах. Концепции государственной гражданской службы в литературе называются по-разному: концепция рациональной бюрократии, номенклатурная концепция, концепция оказания социальных услуг гражданам, концепция государственного менеджмента, Названия некоторых из них отражают характерные особенности их нормативного оформления в законодательстве: публичная и трудо-правовая концепции государственной службы, государственно-служебная концепция, концепция милитаризованной государственной гражданской службы переходного периода, концепция служения государству.

 

Методологически для целей разработки эффективного и непротиворечивого законодательства необходимо выявить и сформулировать существенные различия в теоретических идеальных концепциях (моделях) государственной гражданской службы. Особо необходимо четко сформулировать характеристики существовавших и действующих зарубежных и отечественной моделей. Основываясь на принципе историзма, важно дать описание советской концепции (модели) государственной службы, выделив те характеристики, которые неизбежно присутствуют в организации и функционировании государственной гражданской службы в России в настоящее время.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное