+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

О некоторых аспектах совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации - Л.С. Адарчева

Дата: 10.10.2011    Автор: Л.С. Адарчева

В настоящее время совершенствование избирательного законодательства Российской Федерации является одним из важнейших направлений правового регулирования в нашей стране.

 

Это обусловлено тем, что избирательные законы Российской Федерации, закрепляющие порядок организации и проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц в Российской Федерации, через которые многонациональный российский народ осуществляет в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации принадлежащую ему власть, недостаточно эффективны и не соответствуют основополагающим положениям Конституции Российской Федерации о принадлежности всей власти в стране народу. Так, основные избирательные законы Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 3), «О выборах Президента Российской Федерации» (п. 2 ст. 1), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 1), «О референдуме Российской Федерации» (п. 5 ст. 2) устанавливают принцип добровольного участия граждан Российской Федерации в выборах и референдумах, который не закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 г. Непонятно, каким же образом народ России должен осуществлять свою власть если он может, в соответствии с вышеназванными федеральными законами, не участвовать в высших непосредственных формах осуществления всей принадлежащей ему власти в стране - в выборах и референдумах, закрепленных ст. 3 Конституции Российской Федерации. Ведь только российский народ своей волей придает законный статус избираемым им органам власти и должностным лицам в Российской Федерации.

 

Известно, что в большинстве демократических государств современного мира, например, в Италии, Австрии, Люксембурге, Бельгии, Греции участие граждан в выборах законодательно определяется как их гражданский долг и закрепляется их обязательное участие в голосовании, а уклонение граждан от голосования предусматривает применение к ним различных санкций административного, уголовного характера - от общественного порицания, денежного штрафа до тюремного заключения.

 

Наша страна имеет пока небольшой опыт демократических преобразований и соответственно невысокий уровень общественной и политической активности наших граждан. Но мы можем и должны повысить активность народа - законодательно закрепить обязательность участия граждан России в выборах, поскольку единственным источником власти по Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 3) является народ и он не вправе уклоняться от участия в осуществлении своей власти.

 

Представляется целесообразным установить ответственность избирателей за уклонение от участия в голосовании и в выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные должности в России. При этом важно законодательно обеспечить гражданам Российской Федерации возможность реализации их права на выдвижение своих кандидатов в выборные органы и на выборные должности, а также активное участие во всех стадиях избирательного процесса, постоянный контроль за его законностью.

 

С этой целью необходимо определить требования, предъявляемые к избираемым лицам, политическим партиям - их моральные качества, законопослушность, профессионализм, результаты их деятельности в выборных органах и на выборных должностях.

 

Это поможет повысить гражданскую сознательность, социальную зрелость, ответственность, общественную и политическую активность не только граждан страны, но и избираемых ими органов и должностных лиц, сформировать развитое гражданское общество, без которого невозможно успешное развитие России.

 

Целесообразным является и законодательное регулирование проведения гражданами Российской Федерации постоянного, систематического, общественного, гласного контроля за деятельностью выборных лиц и порядок их отзыва избирателями в случае невыполнения или неэффективного исполнения ими своих полномочий. При этом необходимо определить формы общественного текущего контроля за их деятельностью и контроля по итогам работы органов представительной и исполнительной власти за определенные периоды времени. Государственные и муниципальные средства массовой информации должны постоянно информировать население о работе органов власти в целях обеспечения объективного освещения их деятельности.

 

Для повышения активности граждан Российской Федерации необходимо повысить с 20 % (п. 2 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») до 50 % явку избирателей на выборы от общего числа избирателей для признания выборов состоявшимися. Такой процент явки установлен при проведении референдума Российской Федерации (ч. 5 ст. 80 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

Кроме того, на всех избирательных бюллетенях, используемых для голосования в субъектах Российской Федерации, должны быть обозначения каждого субъекта Российской Федерации в целях обеспечения соответствия количества избирательных бюллетеней количеству зарегистрированных избирателей, воспрепятствовать фальсификации результатов голосования.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное