+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

О проблеме единства системы органов исполнительной власти в Российской Федерации - Б.П. Елисеев

Дата: 19.09.2011    Автор: Б.П. Елисеев

   Последовательное проведение в Конституции Российской Федерации 1993 года принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978 года решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции Российской Федерации 1978 года Совет Министров - Правительство только орган исполнительной власти, то по Конституции Российской Федерации 1993 года исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

 

Распорядительный характер названной деятельности состоит в издании органами исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти правовых актов - постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и так далее в целях обеспечения выполнения норм и предписаний Конституции Российской Федерации , федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и эффективного управления отраслями экономики и социально-культурной сферы.

Распорядительная деятельность органов исполнительной власти имеет подзаконный характер, то есть основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных актах Президента Российской Федерации, и должна соответствовать им.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то этот вопрос регулируется в нормативных актах Президента Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации определяются меры по формированию структуры органов исполнительной власти (преобразование, реорганизация, ликвидация ряда органов, передача функций от одних органов другим), а также утверждается структура федеральных органов исполнительной власти.

Совокупность федеральных органов исполнительной власти, как видно из структуры, отличается значительной разветвленностью и разнообразием конкретных видов органов.

Структура федеральных органов исполнительной власти включает: 1) Правительство Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти. Вторую (по нумерации) группу органов образуют федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Между всеми перечисленными государственными органами, наряду с общими чертами и признаками, объединяющими их в единую разновидность органов (органы исполнительной власти), имеются весьма существенные различия как по месту и роли в системе государственных органов компетенции, так и по организационной структуре и формам деятельности (способам и формам организации своей работы, специфике издаваемых данными органами правовых актов).

При разграничении полномочий органов исполнительной власти следует учитывать иерархию уровней этой системы. В Российской Федерации существуют три уровня органов исполнительной власти, создаваемых и функционирующих принципиально независимо друг от друга. Каждому из них отведена собственная, автономная сфера компетенции.

 

Федеральные органы исполнительной власти. Установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их формирования и организации деятельности, находится согласно Конституции Российской Федерации (п.”г”статьи 71) в ведении Российской Федерации. К компетенции органов исполнительной власти федерального уровня относятся только те задачи, которые со всей определенностью возложены на них Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной власти и их компетенции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти последних имеют собственную компетенцию.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По Конституции Российской Федерации (статья 77) система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

 

Органы местной исполнительной власти. Органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительную власть в городских и сельских поселениях, городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях, сельсоветах) и на других территориях ( ч.2 статьи 130, ч.1 статьи 131 Конституции Российской Федерации), является местная администрация. В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местная администрация представлена одним должностным лицом, а именно: главой муниципального образования. Наименование главы муниципального образования (и иных должностных лиц), его компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставом муниципального образования (ч.2, 4 статьи 16)65.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное