+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Объединение субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы - А.Р. Мкртумян

Дата: 07.11.2011    Автор: А.Р. Мкртумян

Развитие федерализма в Российской Федерации является приоритетной задачей государственного строительства, в деле организации эффективно функционирующей государственной власти. Это вытекает из многонационального и многоконфессионального характера России как государства, на протяжении многих веков сталкивавшегося с угрозой своей целостности и сепаратизмом отдельных регионов. В связи с этим, поиск путей устранения негативных явлений в сфере федеративных отношений в России является одной из основных направлений науки конституционного права и в целом государственного строительства.

 

Ситуация в федеративных и межнациональных отношениях в России к началу 90-х гг. XX столетия стала критической. Эклектизм российской модели федеративного устройства, ее асимметричность, сложность взаимоотношений между центром федерации и ее субъектами поставили страну перед нелегким выбором: или возвращение к жесткому централизованному унитарному государству, или распад России, или же (и это наиболее предпочтительный вариант) построение новых федеративных отношений, которые смогли бы уравновесить региональный и общегосударственный векторы власти без явных перекосов в ту или иную сторону.

 

Оптимизация субъектного состава Российской Федерации является сегодня одним из приоритетных направлений федеративной реформы. Сложно модернизировать страну, многие территории которой экономически и политически недееспособны, не могут отвечать по своим обязательствам и гарантировать обеспечение единых социальных стандартов.

 

Бывший Президент России В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2005 год оценил процесс объединения субъектов Федерации крайне положительно, добавив при этом, что важно не превратить его в очередную политическую кампанию. «Субъекты, - по его словам, - объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а, в конечном счете, ради роста благосостояния людей». С другой стороны, объединение регионов – процесс крайне непростой, изобилующий «подводными камнями»[1]. Но иначе, по словам Президента, не получится сконцентрировать ресурсы государства для управления огромной и уникальной по своему составу территорией.

 

Согласно ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Соответственно, изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции).

 

В соответствии с указанными конституционными положениями принят Федеральный конституционный закон 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[2].

 

Толкование части положений вышеуказанного федерального конституционного закона позволяет сделать вывод о том, что образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Часть 2 статьи 5 закона гласит о том, что образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению. Исходя из вышеизложенного, возможны два варианта объединения, которые влекут за собой:

1) слияние, когда прекращают свое существование объединившиеся субъекты Российской Федерации и образуется новый субъект Российской Федерации (например, образование Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа);

2) присоединение, когда сохраняется один субъект Российской Федерации, а остальные объединяющиеся субъекты Российской Федерации входят в его состав, прекращая свое существование (например, объединение Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами). При этом следует иметь в виду, что во втором случае сохранившийся субъект, исходя из смысла федерального конституционного закона, следует считать новым субъектом Российской Федерации, образованным в результате объединения.

 

Названным законом устанавливаются следующие требования к образованию в составе Российской Федерации новых субъектов: а) - добровольность; б) соблюдение государственных интересов Российской Федерации; в) соблюдение принципов федеративного устройства Российской Федерации; г) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; д) учет сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Российской Федерации; е) учет социально-экономических возможностей субъектов.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что объединение субъектов Российской Федерации - это целенаправленный процесс по соединению двух или нескольких соседствующих субъектов с целю придания новому образованию свойств, позволяющих адекватно реагировать на вызовы времени как в социально – экономическом, так и политической областях, в интересах укрепления российской государственности и обеспечения благосостояния людей.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное