+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Перспективы развития единого информационного пространства Российской Федерации - А.Ю. Лазарев

Дата: 06.10.2011    Автор: А.Ю. Лазарев

Для информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, требуется укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан; интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

 

В настоящее время причины недоступности ресурсов весьма разнообразны:

– значительная доля государственных ресурсов скрывается от общественности по различным мотивам, а ведомственные ресурсы практически закрыты для вневедомственного использования;

– коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;

– многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;

– часть электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;

– многие владельцы ресурсов не имеют средств или технологий для обеспечения распространения информации и доступа к ней.

 

С позиций развития информационного пространства необходимо разработать механизмы реализации имеющихся правовых положений в области информационных ресурсов, определенных законами Российской Федерации; разработать механизмы реализации положений, закрепленных подзаконными актами; разработать экономические и организационные механизмы, обеспечивающие, в первую очередь, разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приватизации и национализации информационных ресурсов, по оценке государственных информационных ресурсов как имущества и/или как интеллектуальной собственности, по ценообразованию на информационные продукты и услуги, производимые на основе государственных информационных ресурсов, по сертификации информационных продуктов и услуг, по защите российских производителей информационных продуктов и услуг и их продвижению на мировой рынок.

 

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

– соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации);

–  возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

–  защиту авторского права и права имущественной собственности на и информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

– формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

– ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

– согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

– тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;

– информационной безопасности.

 

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.

 

Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

 

Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать предотвращение утечки, утраты и подделки информации; предотвращение угрозы информационной безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности; обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности в федеральных и региональных системах.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное