+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Реформирование государственного аппарата Российской Федерации: конституционно-правовой анализ современных тенденций - С.И. Носов

Дата: 27.01.2012    Автор: С.И. Носов

Проблема оптимизации и совершенствования деятельности государственного механизма Российской Федерации является актуальной на протяжении всей  российской истории. Вместе с тем, в кризисные, переломные периоды развития нашего государства острота этой проблемы неизмеримо возрастает. В такие периоды исключительную значимость приобретают профессиональные качества лиц, участвующих в государственном управлении, ибо это непосредственно отражается на темпах экономического развития, финансовой деятельности, на решении социальных и национальных проблем, состоянии науки и культуры.

В этой связи задачей первостепенной важности современной России является создание высокопрофессионального и экономичного государственного аппарата, работающего «на опережение», способного не снижать, а максимально содействовать ускорению темпов экономического, научного, социально-культурного развития страны. В настоящее время стал очевидным разрыв между потребностями современного российского общества и существующим уровнем результативности функционирования государственного аппарата и, прежде всего, системы исполнительной власти. Со всей остротой возникла проблема проведения административной реформы, о необходимости, проведения которой неоднократно подчеркивалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Очевидно, что для успешной реализации административной реформы ученым и практикам предстоит основательно разобраться как в теоретическом осмыслении и обосновании целей, задач, содержания предстоящих преобразований, так и предложить конкретный механизм их осуществления.

Своего рода «стартом» административной реформы по существу явилось Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 1997 года «Порядок во власти – порядок в стране». С проведением административной реформы связывался новый этап государственного строительства в России. Определялись цели реформы: создание реальных механизмов ответственности государственной власти (прежде всего исполнительной) перед народом; радикальное повышение эффективности управления; создание современной, ориентированной на интересы общества государственной службы; переход к методам управления, отвечающим новым задачам, стоящим перед исполнительной властью.

Вместе с тем, проблемы неэффективности государственного аппарата в последующий период времени сделали административную реформу обязательным атрибутом ежегодных президентских посланий.  В Послании Президента РФ 2001 г. эта задача была конкретизирована. В частности, отмечалось: «пора начинать подготовку к административной реформе», что в первую очередь относилось к Правительству, министерствам и ведомствам. При этом подчеркивалась необходимость  «пересматривать не только и не столько их структуру и штаты, но – главным образом – функции органов власти».

Диссонанс между громоздкой и неповоротливой системой исполнительной власти и новыми реалиями жизни, обусловил ощутимую потерю эффективности управления. Как показывают многочисленные опросы населения, граждане России не видят в государстве систему, обслуживающую интересы общества и подконтрольную ему. Исполнительная власть по-прежнему остается закрытой для общественного и даже для парламентского контроля. «Непрозрачной» остается система распределения и расходования бюджетных средств. В государственных органах и учреждениях граждане по-прежнему находятся в положении просителей, зависящих от усмотрения отдельных чиновников.

«Растянутость» административной реформы во времени отрицательно сказывается на эффективности мер, принимаемых по ее осуществлению.

Административная реформа нуждается сегодня в переосмыслении, постановке ясных задач и целей.

Так, является уже общепризнанным, что к числу первоочередных проблем, требующих решения в ходе административной реформы, относятся следующие:

избыточное количество административных функций, в значительной степени подменяющих и затрудняющих действие рыночных способов регулирования экономических процессов;

дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня;

сочетание в одном федеральном органе исполнительной власти разных видов функций, приводящее к узковедомственным решениям.

Ученые сходятся во мнении, что до недавнего времени федеральные органы исполнительной власти были наделены более 5000 различных государственных функций. Практика показала, что осуществлению этих функций были присущи все перечисленные выше проблемы.

Принципиально важной предоставляется классификация всех этих функций на 3 вида: правоустанавливающие (выработка основных направлений развития и нормативное регулирование); правоприменительные (контроль и надзор); функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом.

В июле 2003 года вышел в свет Указ Президента РФ «О мерах по проведению административной  реформы в 2003-2004 годах». Этим документом определены приоритетные направления административной реформы. Особое внимание обращено на необходимость ограничения вмешательства государства в сферу предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования, исключение дублирования функцией и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а так же на необходимость организационного разделения функций, касающихся регулирования экономической деятельности.

В рамках реформы предстоит завершить работу по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. При этом целесообразно активное применение механизма взаимного делегирования полномочий.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное