+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Судебная система Российской Федерации: необходимость сохранения единства - Е.П. Филатов

Дата: 03.10.2011    Автор: Е.П. Филатов

Вопросы обеспечения единства судебной системы России и организации взаимодействия между самостоятельными ветвями судебной власти являются весьма актуальными на сегодняшний день по ряду причин. Во-первых, в результате судебной реформы в 90-х гг. ХХ в. была сформирована полисистемная структура судебной власти Российской Федерации, состоящая из трех самостоятельных ветвей: судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных судов. До сих пор остается нерешенным вопрос о доктринальном обосновании критериев дифференциации форм судопроизводства. Во-вторых, были внесены предложения по созданию новых самостоятельных специализированных ветвей судебной власти: административных судов, возглавляемых Высшим Административным Судом, трудовых судов, возглавляемых Высшим Трудовым Судом, ювенальных судов, появление которых ставит задачу по проработке института подведомственности дел специализированным судам. В-третьих, организация судебной системы в виде самостоятельных подсистем без реализации механизма взаимодействия между ними может повлечь за собой ослабление судебной власти как одной из ветвей государственной власти.

 

Представляется необходимой разработка эффективных механизмов взаимодействия между самостоятельными судебными подсистемами по вопросам разграничения полномочий, обеспечения единообразия судебной практики по применению права, поскольку внесенные до настоящего времени предложения по разрешению данной проблемы как путем создания надсудебных органов, так и подчинением всех ветвей судебной власти Верховному Суду встречали отпор со стороны прежде всего судейского корпуса. Продолжает дискутироваться и вопрос о том, в какой мере допустимы расхождения в правилах судопроизводства, принятых в общих, арбитражных и иных специализированных судах.

 

В качестве научного определения судебной системы можно предложить следующее: судебная система – это составляющая единое целое совокупность всех законно действующих на территории России федеральных судов и судов субъектов Федерации, объединенная общими целями и задачами, принципами организации и деятельности, имеющая иерархическое построение и призванная осуществлять судебную власть[1].

 

На дифференциацию судебных органов внутри единой судебной системы оказывают влияние следующие факторы. Во-первых, это необходимость реализации права граждан на пересмотр его дела вышестоящим судом. В силу этого судебная система должна включать систему судов, рассматривающих дела по первой инстанции (по существу), и систему вышестоящих судов, рассматривающих дела в апелляционном порядке либо в кассационном и надзорном порядке. Во-вторых, это специфика судебного спора, которая предопределяет необходимость особой процессуальной процедуры рассмотрения и разрешения такого спора. В третьих, специфика государственного устройства, возникающая из возможности существования системы федеральных судов и судов субъекта федерации. Решение этой проблемы также многовариантно, о чем свидетельствует и мировая практика федеральных государств. Если первичный фактор является безусловным и требует обязательного создания отдельных звеньев судебной системы, то второй – факультативным, т.е. он может быть реализован и без образования специальных судебных органов (специализированных судов). При решении вопроса о создании системы специализированных судов приходится принимать во внимание многие обстоятельства, в том числе материально-технического характера. Но, главное, решение вопроса: будут ли такие суды входить в единую судебную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, или будут представлять собой самостоятельные ветви судебной власти, возглавляемые своими высшими судами, не связанными с Верховным Судом РФ. Есть мнение, что второй вариант неизбежно чреват потерей единства судебной системы и, соответственно, единства судебной практики и поэтому к нему нужно подходить с большой осторожностью[2].

 

В результате судебной реформы, проводимой в Российской Федерации с начала 90-х годов, кроме системы судов общей юрисдикции появились самостоятельная система арбитражных судов, Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, действующие независимо от судов общей юрисдикции и являющиеся специализированными судебными органами. Таким образом, в результате проведенных преобразований, система органов судебной власти Российской Федерации была сформирована на основе принципа полисистемности, было предложено децентрализовать судебную систему за счет создания специализированных судов (в дополнение к уже созданным арбитражным судам), а предварительно – специализированных судебных коллегий в федеральных и республиканских общих судах.

 

Концепцией судебной реформы в РСФСР, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1[3], устанавливались критерии необходимости и возможности учреждения специализированного суда: специфика предмета правового регулирования и его целей, не позволяющая без их существенных искажений действовать в прежних формах. Формальным критерием уместности специализированного суда предложено считать уже предусмотренный законодательством особый порядок производства: отдельная глава в процессуальном кодексе, неинкорпорированное положение или закон.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное