+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Светскость государства как категория науки конституционного права - И.В. Понкин

Дата: 03.10.2011    Автор: И.В. Понкин

Исследование светскости государства и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как производной светскости государства невозможно без рассмотрении светскости государства как категории науки конституционного права во всей ее многоаспектности.

 

Светскость государства как категория науки конституционного права выступает как:

  • основа конституционного строя,
  • конституционный принцип,
  • конституционная характеристика государства,
  • конституционно-правовой институт,
  • требование,
  • система отношений,
  • процесс.

 

Все указанные аспекты светскости государства как категории науки конституционного права взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

Светскость государства как основа конституционного строя представляет собой норму-принцип (принцип светскости государства – светскость государства как конституционный принцип), включенную в главу «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации, закрепляющую и гарантирующую независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции.

 

Светскость государства в этом своем качестве (как норма-принцип) взаимосвязана с двумя другими нормами-принципами – принципом недопустимости установления в государстве общеобязательной религии или идеологии (чч. 1, 2 и 3 ст. 13 и ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации) и принципом отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, (чч. 1, 2 и 3 ст. 13 и ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации) и гарантируется ими.

 

Светскость государства как конституционная характеристика государства – устойчивое качество, отражающее независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

 

Во Французской Республике светскость государства выступает также в качестве элемента национальной гражданской идентичности и системы республиканских ценностей.

 

Светскость государства как конституционно-правовой институт представляет собой имеющую качество элемента отрасли конституционного права совокупность правовых норм, закрепляющих и/или гарантирующих светскость государства (как конституционную характеристику государства), создающих основу функционирования Российской Федерации как светского государства. Причем светскость государства как конституционно-правовой институт не является частью конституционно-правового института, закрепляющего основы конституционного строя Российской Федерации, и не совпадает с ним, хотя и частично пересекается.

 

Светскость государства предстает и как требование, предъявляемое к государственным и общественным институтам в целях обеспечения светскости государства как основы конституционного строя.

 

Светскость государства как система отношений представляет собой систему правоотношений, изменяющуюся во времени и в пространстве и тесно связанную с пониманием светскости государства.

 

Светскость государства как процесс имеет два значения:

  • совокупность последовательных действий, направленных на обеспечение светскости государства;
  • последовательная смена состояний в развитии содержания и понимания светскости государства.

 

Светскость государства как процесс, выражающийся в совокупности последовательных действий, направленных на обеспечение светскости государства, проявляется в деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также общественных институтов, включая религиозные объединения и объединения, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и граждан по обеспечению принципа светскости государства и исполнению требования светскости государства.

 

По нашему мнению, очень важно рассмотрение светскости государства как процесса, выражающегося в последовательной смене состояний в развитии содержания и понимания светскости государства, так как с течением времени существенно изменяется не только содержание, но и понимание в обществе светскости государства. Без изучения динамики изменения понимания содержания и требований светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики государства.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное