+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Свобода совести и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - И.В. Понкин

Дата: 20.09.2011    Автор: И.В. Понкин

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации закреплен в правовой норме п. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливающей в качестве одного из принципов государственной политики в области образования «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», в правовой норме ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», закрепляющей, что, в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в ряде подзаконных актов, в том числе в п. 4 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196): «Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования».

 

По мнению доктора Ж. Боберо, президента Высшей школы практических исследований, автора многих научных книг и статей, посвященных содержанию светскости, истории правового закрепления светскости во Франции: «Хотя фундаментальные принципы светскости уже давно созданы, школьные учреждения все еще остаются сферой, где их применение требует большой гибкости. И это логично, ведь светскость предполагает уважение к свободе совести в широком смысле слова, которая включает в себя свободу отправления религиозных культов и свободу религиозных убеждений. В то же время она предполагает и свободу мнения, т. е. равенство права на религиозную принадлежность и на отказ от нее»[1].

 

Сам по себе светский характер образования не предусматривает запрета на реализацию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний, касающихся религии.

 

Право на получение религиозного образования есть составная часть права на свободу совести. Последнее есть естественное право человека от рождения и, следовательно, не может быть дано ему ни государством, ни обществом, но оно должно быть признаваемо государством. И именно постольку, поскольку Российская Федерация есть демократическое правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации), государство обязано учитывать добровольное волеизъявление учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений и их родителей (или лиц, их заменяющих) на получение образовательных услуг, связанных с получением религиозного образования.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А международные акты о правах человека устанавливают как право граждан на религиозное образование, так приоритетное право родителей на выбор образования и воспитания в соответствии со своими убеждениями.

 

Часть 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей». Часть 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляет: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов… обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями»; ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Этим положениям корреспондирует ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими».

 

Учащиеся средних школ практически всех государств мира – от Турции до США и от Западной Европы до Израиля – проходят уроки религии. В Дании, где Евангелическая лютеранская церковь (Датская народная церковь) является государственной, Закон Божий не преподается, но на каждой ступени государственной школы преподается факультативный (с 1976 г. не являющийся обязательным) курс «христианских знаний». Статья 136 «Преподавание Закона Божьего» Конституции Республики Бавария гласит: «Во всех школах на занятиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих. Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразовательных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях. Его преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии. Ни одного учителя нельзя принудить и нельзя помешать ему преподавать Закон Божий. Учителю необходимы полномочия церкви для преподавания Закона Божьего. Для преподавания Закона Божьего предоставляются необходимые школьные помещения.»; ст. 6 Закона Латвийской Республики «О религиозных организациях» от 7 сентября 1995 г. - «…В государственных школах и школах самоуправлений христианское вероучение может преподаваться лицам, которые в письменной форме выразили желание им овладеть»; ст. 40 Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 г. устанавливает: «Государственные учебно-воспитательные учреждения и учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему». Во Франции в соответствии с законодательством установлен порядок проведения занятий религиозного образования (изучение катехизиса) для начального и среднего образования. Такие занятия и по сей день проводятся на добровольной основе, по просьбе родителей учащихся по средам и четвергам. Этот вид религиозного образования реализуется вне компетенции и ответственности государственных школ, то есть организуется религиозными организациями. Частные конфессиональные школы, в которых обучаются сегодня примерно 20 % от общего числа французских школьников, реализуют эту разновидность религиозного образования в рамках учебных программ. Вместе с тем, преподавание знаний о религиозной культуре и преподавание гуманитарных предметов на основе христианских ценностей реализуются в образовательной деятельности французских государственных школ достаточно широко. Более того, вопрос повышения культуросообразности содержания образования в государственных и муниципальных школах был поднят в докладе Р. Дебрэ «Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии» от февраля 2002 г., в котором по поручению тогдашнего министра национального образования Ж. Ланга был дан обстоятельный анализ необходимости оптимизации соотношения светского характера и культуросообразности образования в государственных и муниципальных школах Франции. Основанное на апелляции к демократии отрицание возможности религиозного образования в государственных школах выявляет непонимание сущности демократического государства. В большинстве случаев проводниками тезиса о конфликтности светскости государственных школ и преподавания религии являются те, кто не понимает, что одним из важнейших признаков демократии является учет и защита государством прав и законных интересов граждан, реализация их потребностей.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное