+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Эволюция института права частной собственности - Ю.Н. Хлуднева

Дата: 14.11.2011    Автор: Ю.Н. Хлуднева

Вопрос о частной собственности, о её достоинствах и недостатках является наиболее острым и обсуждаемым на протяжении 2500 лет, начиная с первых философов – Платона и Аристотеля и до наших дней. Негативное влияние частной собственности выявляет Платон в своем труде «Государство», явившимся первоисточником для других утопий. Он полагал, что богатство и добродетель несовместимы, что в обществе не должно быть крайностей между богатством и бедностью и только всеобщее равенство может создать идеальное общество. Такое видение идеального общества оспорил Аристотель в «Политике». Аристотель разделял мнение своего учителя о том, что крайнее неравенство в распределении богатства ведет к общественным распрям. Но институт собственности он считал несокрушимой и, в конечном счете, положительной силой. Аристотель отвергает утверждение Платона о том, что общая собственность искоренит общественные разногласия и настаивает на том, что люди, владеющие вещами сообща, склонны ссориться из-за них больше чем те, кто владеет имуществом лично. Причину общественных разладов он видит не в жажде собственности, а в самой человеческой природе – «скорее… следует уравнить человеческие вожделения, а не собственность»[1], - откуда следует, что разногласия лучше всего преодолевать просвещением, а не упразднением частной собственности. Более того, Аристотель утверждает, что обладание имуществом поднимает человека на новые этические высоты, поскольку дает ему возможность быть щедрым: «щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром»[2]. Аристотелю ближе был тот строй, который опирается на средний класс в условиях имущественного равенства.[3] По Аристотелю, общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе. Это (частная собственность) - добродетельное начало, стимул к труду, производству и обогащению. Общему благу соответствует то состояние, когда граждане богаты. Общий интерес – ничей интерес. Общность имущества не дает стимулов к производству, ею трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других. Поэтому законодатель должен признать частную собственность как разумное и добродетельное начало. Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды её использовались для общего блага[4].

 

На протяжении всей истории западной мысли авторы, пишущие о собственности, будут, вообще говоря, присоединяться либо к Платону, либо к Аристотелю, подчеркивая либо потенциальные блага отмены частной собственности, либо осязаемые выгоды от её признания[5]. Автор статьи полагает, что проблемы, связанные с правом частной собственности, как показывают названные исследователи и многие другие ученые, имеют чрезвычайно важное значение для понимания экономической и политической сфер жизни человека, общества и государства.

 

Рассматривая эволюцию права частной собственности в России, необходимо остановиться на периоде, когда страной управляла советская власть. Как справедливо отметила Г.Х. Чукаева «эволюция института права частной собственности советского периода России в его историческом ракурсе, интересен тем, что с 1917 г. на планете Земля впервые начался невиданный эксперимент по «выкорчевыванию» права частной собственности граждан на огромном геополитическом пространстве. Человеческая личность оказалась никем и ничем незащищенной. Тоталитарный режим не считался ни с законодательством, ни с Основным законом страны. История все расставила на свои места. Ныне институт частной собственности утвердился надежно и крепко»[6].

 

Вплоть до ХIX в. основным видом собственности считалась земля и в России, где большинство населения составляли крестьяне, право частной собственности на землю было закреплено лишь изданием указа от 9 ноября 1906 г., согласно которому крестьяне выходили из общины и получали право закрепления надельной земли в личную собственность домохозяина. Данным указом, по сути, было положено начало аграрной реформе. Необходимо отметить, что П.А. Столыпин, будучи инициатором и разработчиком аграрной реформы и являвшийся председателем правительства Российской империи в тот период времени считал, что пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы. Столыпин утверждал, что пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы. 
Поскольку столыпинская аграрная реформа не достигла поставленной цели, а именно преобладание в России богатого класса крестьянина-фермера, при смене политической власти в стране и социалистических преобразованиях право частной собственности на землю отменялось, что нашло свое выражение в принятии 9 февраля 1918 г. Декрета «О социализации земли». В дальнейшем, в августе 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимость в городах. В конце 1918 г. завершилась национализация крупных промышленных предприятий. Декретом от 14 апреля 1918 г. отменялось право наследование и имущество, оцененное на сумму свыше 10000 рублей, после смерти собственника переходило в доход государства. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. В данной Конституции была отражена политика большевистского руководства на уничтожение частной собственности в стране. Пункт «а» ст. 3 Конституции РСФСР 1918 г. гласил: ”В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования”[7]. В последующих конституциях советского периода 1925, 1937 и 1978 г.г. также не закреплялось право частной собственности. Так, согласно ст. 15 Конституции РСФСР, утвержденной постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г., вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и верховными органами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики[8]. 

Конституция РСФСР, утвержденная постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г., предусматривала две формы социалистической собственности: государственную (всенародное достояние) и кооперативно-колхозную (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) (статья 5 Конституции РСФСР). Вместе с тем, ст. 9 данной Конституции устанавливала, что наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда[9].


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное