+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Государственный служащий: правовой и нравственный регуляторы служебного поведения.

Дата: 17.10.2011    Автор: П.М. Морхат

В условиях моральной эрозии, поразившей сегодня все слои российского общества, именно государственная служба в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества, гарантом успехов в построении действительно демократического социального правового государства, но при условии ее нравственного самоочищения и осознания своей миссии служения обществу.

 

Этим обусловлено особое внимание к нравственным аспектам деятельности государственных служащих. Актуальность проблемы преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса гражданских служащих подтверждена указами Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[1] и от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)»»[2].


Одним из основных принципов функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих является «этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ», а в число принципов, на основе которых должно осуществляться взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества, включены требования подконтрольности системы государственной службы государству и гражданскому обществу, беспристрастности государственных служащих при исполнении должностных (служебных) обязанностей, а также соблюдения ими этических норм и правил поведения.


Общие направления развития государственной службы сегодня постепенно приобретают все более ясные очертания по мере принятия и вступления в силу федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также пакета нормативных документов, утвержденных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, в ряд статей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включены требования к служебному поведению гражданских служащих, что само по себе является новацией: впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы должного служебного поведения государственных служащих, В служебных регламентах также предусматривается закрепление ряда норм нравственного характера.

 

Закон принципиально изменил, по сравнению с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», порядок разрешения этической коллизии, связанной с получением неправомерного распоряжения руководства. Статья 15 Закона гласит, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение» и должен нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за исполнение такого поручения наравне с отдавшим его руководителем.

 

Внесены уточнения и в вопрос, связанный с вознаграждениями гражданских служащих от юридических и физических лиц. В ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» не только устанавливается запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, но и предусмотрен конкретный способ решения этой проблемы.

 

И все же остается вопрос: достаточно ли полно представлены в Законе положения в отношении нравственного аспекта деятельности гражданских служащих и не остались ли за его пределами проблемы, без решения которых не удастся реализовать программные цели – кардинальное повышение эффективности государственной службы «в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации».

 

Анализ соответствующих статей Закона позволяет ответить на этот вопрос, высветить вновь возникшие и сделать ряд выводов.

  1. Принцип этичности поведения государственного служащего, который должен быть включен в ст. 4 «Принципы гражданской службы», в Законе не упоминается. Не нашел места в Законе и вопрос, касающийся взаимодействия государственной службы и структур гражданского общества, одним из условий обеспечения которого названо следование принципу соблюдения государственным служащим этических норм и правил поведения.
  2. Впервые введенный Законом понятийный аппарат термин «служебное поведение» не уточнен, хотя в Законе есть ст. 1 «Основные термины», где это понятие должно было бы найти себе место, поскольку в специальных словарях его нет. Не помогли с определением этого термина и авторы комментария к Федеральному закону «О государственной службе Российской Федерации». Попытка дать на этот счет пояснение свелась в нем к выяснению понятия «требование служебного поведения на гражданской службе».

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное