+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу о генезисе электорально-правовой культуры - С.В. Навальный

Дата: 30.09.2011    Автор: С.В. Навальный

Каждая цивилизация внесла определенный вклад в содержание общечеловеческого исторического опыта, составляющего основу мировой культуры. Под культурой мы понимаем «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей»[1]. Созданные человечеством культуры многогранны и самобытны. Их классификация по типам представляет собой объективно необходимый метод познания развития общества и государства. По сути, типология выступает в качестве приема или средства познания исторического процесса развития культуры.

 

Характеризуя категорию «типология» В.К. Егоров отмечает, что «типология – это, во-первых, метод научного познания, когда производится аналитическое расчленение, классификация сложных систем и синтезирующая группировка, обобщение, построение идеальных моделей. Типология – это и способы исследования – эмпирический и теоретический, когда опираются в первом случае на изучение и обобщение реально существующих или полученных опытным путем данных, а во втором – на построение научных моделей на основе выявления соответствующих системообразующих, существенных признаков и связей»[2]. Другими словами при определении типа культуры можно использовать типологию как метод, и типологию как способ исследования. В целом типология культур сопряжена с выделением тех границ, где культура сохраняет «естественность» для настоящего времени. И собственно она дробится на типы именно в связи с тем, что ощущение естественности культуры различно в разные эпохи и не относится к культуре как к целому[3].

 

Развитие государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого сообщества, в том числе и его культуры. Следует отметить, что и сам процесс развития культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, порабощения его государством, обществом.

 

Как показывает историческая практика, в ходе развития общества наблюдается определенная синхронность в развитии процессов культуры: как в плане достижения определенных вершин, так и их упадка. Н.А. Бердяев писал, что «всякая культура имеет периоды своего цветения, своего высшего подъема. В начале развития культуры варварство, в конце этого развития упадничество. Варварство и упадничество с противоположных концов угрожают культуре. Всякая культура исчерпывает себя, иссякает и склоняется к упадку»[4]. При этом мы должны отметить, что все великие культуры оставляют значительный след в развитии цивилизации. Об этом наглядно свидетельствует европейская история Античности, Средних веков и Ренессанса, Нового времени. Для нашего исследования уместно поставить вопрос о критериях развития культуры в целом. К их числу на наш взгляд необходимо отнести, во-первых, характер (способ, уровень) отношения человека к человеку, обществу, природе; во-вторых, состояние в обществе образования и науки; в-третьих, роль религиозного фактора в жизни общества; в-четвертых, качественная оценка и степень познания превалирующих норм жизни (гносеологический аспект культуры); в-пятых, общественная позиция человека как ведущего субъекта культуры, направленная на реализацию образцов поведения, постепенно преобразующихся в правовые нормы.

 

В научной литературе общепринятым является прием деления производства на материальное, духовное, и производство самого человека. Для развития культуры данное положение имеет общеметодологическое значение, так как, во-первых, служит основанием для типологии культуры, во-вторых, способствует культивированию «всех свойств общественного человека»[5]… имея в виду производство человека как целостного и универсального продукта общества.

 

В концентрированном виде культура воплощает в себе итог развития человека, как его материальной, так и духовной составляющей. При этом результатом данного процесса выступает как внешнее проявление, реализуемое в количественном и качественном выражении товаров и услуг, так и внутреннее содержание человека, которое раскрывается через его внутренний мир, мировоззренческие ориентиры, мотивации, потребности и интересы, достигнутый уровень личностной культуры в целом. В данном случае культура выступает как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат развития человека. Другими словами мы рассматриваем человека как активного совокупного объекта, не только познающего, но и творящего мир культуры.

 

Культура как научная категория фиксирует меру освоенности человеком его бытия, определенную систему способов, средств и методов человеческой деятельности во всех сферах, на различных исторических этапах. По мнению З. Фрейда «человеческая культура охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений»[6]. Представляется правильным вывод о том, что культура выступает в качестве источника прогресса общества и человека. Это стало возможным в силу того, что культура, во-первых, представляет собой наследственный материал, который выступает в качестве формы существования индивида; во-вторых, культура носит всеобъемлющий характер.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное