+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу о понимании права - М.И. Юркина

Дата: 19.09.2011    Автор: М.И. Юркина

Многозначность понятия «право» наводит на мысль о сложности того явления, которое это понятие определяет. Право собственности, право на труд, теория права и т.д. - в указанных выражениях один и тот же термин «право» определяет далеко не равнозначные явления. Право - это явление, объективно существующее в обществе. Нормативный характер права является его существенной чертой, позволяющей отграничить право как объективно существующее явление общественной жизни от смежных, но не тождественных праву явлений. Именно нормативное содержание права позволяет употребить в отношении права термин «объективное право» и провести разграничение его с понятием «субъективное право». Тот факт, что право как система представляет собой объединение двух подсистем (объективное и субъективное), ставится «во главу угла» и с необходимостью учитывается при анализе проблемы понятие, сущность права. Конструктивный подход к праву в целом неизбежно предполагает исследование функциональных и содержательных особенностей указанной системы.

 

Понятие объективного и субъективного права давно употребляются в юридической литературе. Л.И. Петражицкий указывал, что «название “объективное” объясняется представлением о существовании нормы, независимо от тех или иных субъектов, между тем как право в субъективном смысле: права, обязанности представляются принадлежностями определенных субъектов»[1] Четкое разграничение объективного и субъективного права можно найти у Г.Ф. Шершеневича: «нормы объективного права создают массу субъективных прав, как стены дома образуют его комнаты. Следовательно, логически и генетически объективное право предшествует субъективному»[2].

 

Ученые, тяготеющие к школе естественного права, настаивают на прирожденном характере субъективных прав и их приоритете к объективному праву. Так, Н.М. Коркунов утверждал, что «в исторической последовательности не объективное право предшествует субъективному, а, наоборот, субъективное - объективному»[3]. «Право в субъективном смысле, - писал Дернбург, - … существовало в истории гораздо раньше, чем сложился сознательный государственный порядок. Оно имело свое основание в личности человека и в том уважении, которого ему удалось добиться по отношению к своему лицу и имуществу …»[4].

 

Сторонники нормативной школы высказывают прямо противоположные суждения. «Субъективное и объективное право не соотносительные понятия, потому что объективное право может существовать без субъективного, тогда как субъективное право без объективного немыслимо»[5].

 

Объективное и субъективное право в совокупности представляют сущность права как диалектическое единство противоположностей[6]. Право в объективном смысле - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему[7].

 

В зависимости от конкретных практических задач, выполняемых правовой надстройкой, наука права выдвигает на передний план тот или иной аспект проблемы объективного в праве. Был период, когда одно из первых мест заняла в науке проблема правоотношений; с конца 30-х годов во весь рост, встала проблема юридических норм; с 1959 г. внимание широкой общественности сосредоточилось на вопросах социалистической законности, а с конца 1964 г. многие юристы- ученые и практики - разрабатывали научные основы правового регулирования. Разумеется, указанные аспекты выделены условно, приблизительно. Но мысль ясна: нет однозначного решения вопроса о соотношении объективного и субъективного в праве. Каждый исторический отрезок времени выделяет ту или иную сторону права как главную решающую для теории и практики, а само это выделение зависит от объективных причин.

 

В самом широком смысле «объективное» означает то, что существует вне сознания, независимо от него. Но понятие «объективное» в его соотношении с понятием «субъективное» имеет неодинаковое содержание и значение. Решающим и исходным, при анализе объективного в праве, является рассмотрение права с точки зрения соотношения общественного бытия и общественного сознания. В этой плоскости, в качестве объективно реального, выступает общественное бытие - материальное производство, производственные отношения и присущие им объективные законы. Право в рассматриваемой плоскости, - считает С.С. Алексеев, - относится к области субъективного - к надстроечным, идеологическим отношениям, представляет собой субъективный фактор общественного развития. Существование и действие права неотделимо от общественного сознания, оно опосредуются в системе волевых отношений. Признание права явлением, относящимся к сфере субъективного (идеологических отношений) выражает то, что праву отводится совершенно точное место во всей системе общественных явлений, его обусловленность общественным бытием. Таков первый аспект проблемы объективного в праве.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное