+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу об институционализации системы социальной защи-ты населения (социального права) в Российской Федерации - М. И. Лепихов

Дата: 18.07.2011    Автор: М. И. Лепихов

Законодателям предстоит проделать очень большую работу по созданию правового поля, консолидации деятельности негосударственных организаций, прежде чем они смогут занять достойное место в жизни общества. Эта проблема связана с другой, гораздо более сложной – институционализацией самого российского общества. Люди не могут объединяться в ассоциации, эффективно защищать свои и общественные интересы, если они не знают, в каком обществе живут, на каких принципах и ценностях оно основано, каковы права и обязанности его граждан[37].

 

Функционирование системы социальной защиты населения следует рассматривать как взаимодействие любых организаций, институтов и ресурсов, предназначенных для оказания любого вида помощи (индивидуальной или в виде услуг) в интересах сохранения народа. Негосударственный сектор является в данных случаях посредником между отдельными гражданами и государством, индикатором болевых точек, требующих внимания общества.

 

Государство обязано сохранять народ и оберегать его духовные ценности, что немыслимо без гуманизма и нравственности ее политики - интегрированных составляющих обеспечения определенного Конституцией РФ достойного уровня жизни каждому россиянину через эффективную реализацию социальных прав народа. Здесь важнейшей составляющей должно стать возрождение и укрепление этоса общества, т.е. морального характера, душевного склада и самочувствия людей, их воплощения в жизненном укладе и мироощущении данного социума. Демографическая ситуация в России должна понудить государство принять неотложные меры для охраны конституционных социальных прав народа и человека – вплоть до введения «исключительного положения», понимаемого как «совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существованию государства»[38]. С правоохранительной точки зрения, сегодня, полагает автор, смысл введения «исключительного положения»: срочная разработка комплекса социально защитных законов с определением в них достижимых целей, мер и механизмов реализации, направленных на сохранение народа. Инициировать разработку проектов этих нормативных актов могла бы Общественная палата: конкретное дело и его результат стали бы важным шагом в утверждении нового института.

 

Для укрепления законности, повышения ответственности и на этой базе - улучшения социальной защиты населения необходима правовая регламентация деятельности всех органов власти – от Президента и Правительства РФ до муниципальных органов, а также чиновников всех рангов. Так, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[39] даже не предполагает юридическую ответственность Правительства РФ и его членов за последствия проводимой ими социально-экономической политики, т.е. конституционно-правовой статус Правительства РФ не включает важнейший элемент, предопределяющий реализацию социальных прав народа и человека и их правовую охрану. Отсутствуют также и критерии оценки деятельности Правительства РФ (из них важнейшие: изменение уровня жизни населения, основные социальные показатели и др.). Действующий закон не ставит и вопрос о социальной ответственности министров. Указанные недостатки характерны и для Регламента Правительства Российской Федерации[40], и утверждаемых Правительством положениях о министерствах, службах, агентствах: они не раскрывают социальной составляющей деятельности соответствующей структуры (не содержат конкретных направлений, критериев и показателей этой деятельности и оценки ее результатов), не прописаны четко механизмы соблюдения законности, привлечения к ответственности и т.п.[41] Многоаспектность системы правового регулирования социальной защиты населения актуализирует задачу введения и институционализации понятия «конституционно-правовой статус органа исполнительной власти»[42].

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс институционализации социальной защиты населения (социального права) многогранный и многоаспектный, затрагивает множество субъектов политико-правовой и социально-экономической действительности и требует целенаправленных усилий как государства, так и структур гражданского общества. Ратификация Российской Федерацией в 2009 г. Европейской социальной хартии[43] создает хорошую основу такой работы.



[1] См.: Хутинаев И. Д. Институционализация системы государственной власти в Российской Федерации. Моногр.. – М., 2005. – С. 6, 13.

[2] См.: Мальцев Г. В. О различиях права и морали // Наш трудный путь к праву: мат-лы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца / Сост. В. Г. Графский. – М., 2006. – С. 212.

[3] См.: Институциональная экономика: Учеб. Пособие / Под рук. акад. РАН Д. С.Львова. – М., 2001; Замараева З. П. Становление института социальной защиты населения в России. Моногр. – М., 2006; Вопленко Н. Н. Проблемы институционализации правовой политики / Н. Н. Вопленко, В. А. Рудковский // Правовая политика и правовая жизнь России в начале XXI века: матер. Междунар. круглого стола, 23 июня 2008 г. – Ростов на / Д., 2009.

[4] См.: Мальцев Г. В. Социальные основания права. – М., 2007. – С. 405-406.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное