+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу об определении социального государства - Е.Г. Нечаева

Дата: 14.10.2011    Автор: Е.Г. Нечаева

Исследуя вопрос о социальном государстве, необходимо в первую очередь установить, что понимается правовой наукой под «государством». Это представляется важным, так как подходы к определению государства влияют и на понимание его сущностных характеристик.

 

Господствовавшее долгое время в отечественной науке определение государства преимущественно как аппарата (машины) для подавления воли эксплуатируемых классов ушло в прошлое. И.А. Ильин писал, что «понимать государство как формальную систему насилия, как организацию безнравственного притеснения слабых сильными – значит или обнаруживать полное отсутствие здорового правосознания, или же сознательно вводить в заблуждение темных людей. Духовная солидарность граждан между собою составляет реальную основу государства и политики»[1]. В настоящий момент под государством понимается специфическое социальное образование, сущность которого главным образом раскрывается через следующие аспекты: государство есть организация публичной политической власти и эта организация выражает чьи-то интересы (класса, социальной группы, всего народа)[2].

 

На современном этапе развития государства и общества, когда практически во всех развитых цивилизованных странах все граждане формально равны перед законом, государство как социальная организация призвано отражать интересы всего народа, проживающего на территории государства. При этом под интересами всего народа следует признать и интересы отдельных его групп, слоев (бизнесменов, политических партий, национальных меньшинств и т.д.) Как отмечает Т.Н. Радько, социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной не на решение узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества[3].

 

Авторы справедливо указывают, что государство является сложным образованием, это позволяет изучать его под различными углами зрения. Так, например, Л.С. Мамут пишет: «Государство может быть квалифицировано в зависимости от формы правления, типа политико-территориального устройства, от степени непосредственного участия в общественно-экономических процессах»[4].

 

Со 2-ой половины XIX в. к характеристикам государства (таким, как монархия, республика, федерация, правовое) добавляется понятие социальное, что связывают с именем Л. Штейна. Л. Штейн под понятием социального государства подразумевал особый характер государственной власти. Он является последователем Гегеля и отделяет государство от гражданского общества, которое делится на классы, интересы которых часто прямо противоположны. В основе самой общественной организации кроется противоречие между идеальным назначением личности и возможностью ее существования и преуспеяния, ввиду ограниченности ее сил. Это противоречие призвано разрешить государство, которое, в свою очередь, не может выражать волю только господствующего класса или партии. В связи с этим он полагал, что государство должно быть независимым от классов, надклассовым или социальным. Таким образом, изначально понятие социальное государство включало в себя идею о надклассовом правителе (монархе), который должен был осознавать интересы общества в целом и не допускать притеснения одного класса другим. Идея социального государства у Л. Штейна заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных слоев до уровня богатых и сильных. Задача такого государства – способствовать материальному и духовному развитию каждого из образующих его индивидов. Как отмечает Е.А.Лукашева, слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе и в силу этого социальным в широком (неконституционном) значении этого слова является любое государство. На наш взгляд, Л. Штейн применял понятие социальный в первую очередь в том смысле, что высшие органы государственной власти должны выражать наиболее общие интересы всего народа, а не какого-то одного класса.

 

Изучение вопроса об определении современной юридической наукой понятия «социальное государство» показало, что оно на сегодняшний день является дискуссионным, его нормативное определение отсутствует. Обстоятельной концепции социального государства и его так или иначе общепризнанного определения пока не сложилось[5]. В международных и внутренних правовых актах не содержится определения понятия «социальное государство», а те акты, которые содержат в своем тексте этот термин, скорее отражают официальную идеологию данной страны, нежели раскрывают понятие. Так, например, ст. 7 Конституции РФ говорит о том, что политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Таким образом, мы можем определить социальное государство как государство, в котором созданы условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Однако такое определение больше напоминает программное положение, нежели правовое понятие. В ст. 1 Конституции Испании говорится о том, что Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство, основными ценностями которого являются справедливость, равенство и политический плюрализм. В преамбуле Конституции Французской Республики имеется указание на социальный характер государства, при этом далее нигде в тексте Конституции этот термин более не упоминается. В Конституциях ряда стран вообще нет формулы социального государства, однако анализ их текста однозначно позволяет сделать вывод о социальном характере государства. (Например: Конституция Швейцарии содержит главу 3 «Социальные цели», которая отражает стремление государства к социальной защищенности лиц; Конституция Швеции называет целью государства различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц и относит к обязанностям государства содействие социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни). Таким образом, мы видим, что каждое государство по-разному отражает в своем Основном законе направление развития в сторону социальной государственности. Интересным на наш взгляд представляется сравнение поставленных целей и задач в Конституциях разных стран с текстом ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей социально-экономические права. Она устанавливает право каждого на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Как уже было показано выше, в Конституциях государств содержатся такие термины для обозначения планки жизненного уровня, как «достойная жизнь», «справедливость», «хорошие условия жизни». На наш взгляд, цели социального государства, наиболее соответствующие тексту Декларации, закреплены в Конституциях Королевства Дания и Королевства Норвегия. (ст. 75 Конституции Королевства Дания содержит обязательство государства предпринимать усилия к тому, чтобы работа была предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях, обеспечивающих его существование; Конституция Королевства Норвегия закрепляет обязанность государства создавать условия, при которых работоспособное лицо в состоянии зарабатывать себе на жизнь).

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное