+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Категория договора в теории права и государства - М.Е. Некрасова

Дата: 27.01.2012    Автор: М.Е. Некрасова

Категория договора  широко используется не только для анализа частно-правовых норм и правоотношений, но и является основой для построения и совершенствования договорной теории, исследующей проблемы происхождения права и государства, соотношения гражданского общества, государства и права, а так же контрактуалистской теории государства.

Представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей, впервые встречается Эпикура[1]. Однако эта мысль сформировались значительно позже: в XV-XVI веке в правовых учениях отрицается божественное установление светской власти, отвергается церковь как институт, опосредующий отношения между богом и человеком. Приобретают очертания теории, выводящее государственную власть из воли народа и объясняющее происхождение государства путем заключения договора его членами. Появление договорной теории совпало с появлением в начале XVII века теории естественного права, в основе которой заложено признание всех людей равными от природы и наделенными природой естественными правами. Наиболее выдающие сторонники идей естественного права Г. Гроций, Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо являются видными представителями договорной теории.

Все сторонники договорной теории исходят из предположения, что до возникновения государства люди жили в «естественном состоянии», т.е. не только не были подчинены государственной власти, но и не составляли общества, не были связаны никакими прочными социальными узами. Мыслители по-разному понимают «естественное состояние», однако все сходятся в одном, что люди могут выйти из такого состояния путем заключения договора, который является продуктом свободной и сознательной деятельности человека и лежит в основе взаимоотношений государства, права и гражданского общества. Общим между ними является то, что все они в качестве ключевого понятия в своих учениях используют категорию договора, хотя сущность и значение договора понимается ими по-разному.

Одним из первых крупных теоретиков школы естественного права считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Основная мысль его учения заключается в том, что некогда существовало «естественное состояние», когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества и стремление людей к общению побудили их заключить договор о создании государства. Следует отметить, что только у Гроция категория «договор» начинает рассматриваться как исходное понятие теории государства, как основа самого государства. Почти все последующие теоретические построения XVII веков, объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Английскими просветителями такими, как: Т.Гоббсом, Дж. Локком, Дж. Пристли, Б. Мандевилем были сформулированы наиболее общие положения теории общественного договора.

Томас Гоббс сделал шаг вперед и обосновал идею естественного и гражданского договора о состоянии человеческого рода. Гоббс стал рассматривать общество, государство, право и нравственность как становящиеся сущности не путем божественного проведения или завета, а путем деятельности самих людей, путем «естественного договора» между людьми, равными от природы. Гоббс понимает «естественное состояние» людей как принцип - один против всех, все против одного, который неизбежно привел бы к самоуничтожению человеческого рода. Выход из которого, по мнению Гоббса, люди могут найти в «общественном договоре», поручив следить за его исполнением, вызванному к жизни опять же людьми, но не богом, новому «политическому телу» - государству, которое он называет «Левиафаном» - «механическим чудовищем», охраняющим и оберегающим людей от самоуничтожения[2]. Из этого следует, что по Гоббсу «общественный договор» заключает каждый с каждым, но не с правителем, не с государством. Несмотря на то, что Гоббсом «снято» божественное происхождение власти, установлен запрет для церкви вмешиваться в дела государства, сам человек еще подчиняется воле государства. В силу «общественного договора» люди отказываются от всех своих прав в пользу государства,  признают за ним неограниченную власть над собой и не имеют права на восстание против своего правительства. Сам общественный договор рассматривается как акт создания государства в результате действия объединенной субъективной воли людей.

Особенность учения Джона Локка заключается в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Люди в «естественном состоянии» являются по природе свободными, равными и независимыми, поэтому никто не может быть выведен из такого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не является членом общества.

По условиям договора каждый человек его заключивший берет на себя обязанность перед каждым членом сообщества подчиняться решению большинства и считать его окончательным. В случае если это условие договора не будет выполняться, то Локк считает, что такое соглашение не будет договором, поскольку человек будет пользоваться такой же свободой, какой он пользовался до этого договора. Такое соглашение любого количества свободных людей Локк признает началом всякого политического общества и делать вывод о том, что «всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа»[3]. Итак, Локк путем замены суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права преодолевает политическое отчуждение государства от народа, существовавшее у Гоббса, обосновывает разделение власти в государстве.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное