+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Лоббизм в России: перспективы и проблемы законодательного закрепления - Ю.А. Рузавин

Дата: 14.10.2011    Автор: Ю.А. Рузавин

Тема лоббизма в нашей стране на сегодняшний день является весьма актуальной, чем привлекает к себе внимание, как российских ученых, так и политических деятелей.

 

С развитием в России рыночных отношений произошли изменения в общественной и политической жизни страны. Стали формироваться новые группы с четко поставленными и осознанными интересами, которые существуют как в виде организационно неоформленных групп, так и в виде организаций, различных по своей организационно-правовой форме (общественные объединения, финансово-промышленные группы, политические партии, профсоюзы и т. д.). Как правило, данные организации создаются для того, чтобы оказывать организованное воздействие на нормотворческую и административно-управленческую деятельность государственных органов с целью реализации групповых интересов. Эта цель может быть достигнута как за счет внедрения своих представителей в систему органов государственной власти (главным образом посредством выборов), так и путем влияния на процесс принятия решений в структурах государственной власти. По такой схеме в нашей стране происходит становление такого политического института, как лоббизм.

 

Лоббизм (от английского lobbV - кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними), специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом.

 

То есть под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом государственных деятелей. Как правило, в данном случае речь идет о защите интересов целой отрасли и легализация данной деятельности позволяет сделать прозрачными взаимоотношения власти и бизнеса, для того чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик.

 

Одним из органов власти в России, принимающим решения, а точнее рассматривающим законопроекты, является Государственная Дума. Интересно то, что при принятии законопроектов со стороны определенных политических партий, движений или отдельных групп депутатов проводится лоббирование тех или иных решений.

 

В соответствии с этим лоббизм в Государственной Думе подразделяют на следующие виды[1]:

- региональный лоббизм — защита интересов конкретного региона или отдельно взятого избирательного округа. Здесь активность проявляют прежде всего депутаты-одномандатники. Объектами лоббизма оказываются бюджетные законы, законы о свободных экономических зонах и другие;

- отраслевой лоббизм, где сильно проявляются политические интересы отдельных депутатских объединений. Так, Аграрная депутатская группа весьма успешно лоббирует свои интересы. Например, борьба за Земельный кодекс, вето Президента Российской Федерации было преодолено нижней палатой в сентябре 1997 г. Фракции КПРФ, ЛДПР, депутатская группа «Народовластие» большое внимание уделяли военно-промышленному комплексу. ТЭК имела своих лоббистов в Государственной Думе первого созыва, прежде всего в депутатской группе «Новая региональная политика». Фракция «Яблоко» проявляла большую активность при принятии закона о перечне участков недр, выступала в защиту интересов малого предпринимательства;

- лоббизм в интересах финансово-промышленных групп. Пока деятельность таких известных объединений, как Ассоциация российских банков, Союз нефтегазопромышленников России, в Государственной Думе малоэффективна;

- ведомственный лоббизм. Здесь, прежде всего, следует отметить прохождение через Государственную Думу законопроектов, регламентирующих деятельность силовых структур. Можно также упомянуть и не прошедшие первое чтение в нижней палате законы о регулировании отдельных социальных льгот, в том числе для сотрудников этих ведомств. Главными лоббистами выступают профильные комитеты нижней палаты.

 

Выделенные виды лоббизма позволяют сделать вывод о том, что процесс взаимодействия интересов различных общественных групп, общественных институтов через механизмы государственной власти или с помощью них нуждается в законодательном регулировании, а именно в принятии Закона о лоббистской деятельности.

 

Необходимо отметить, что попытки принятия такого Закона в России предпринимались еще в 1992 году.

 

Согласно концепции разработчиков, закон должен был распространяться только на парламент и законодательную власть. Предполагалось также, что лоббистом может быть как юридическое, так и физическое лицо, но уже в Государственной Думе первого созыва было принято решение распространить этот законопроект на все ветви государственной власти и считать лоббистом только физическое лицо. В марте 1994 г. законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» был внесен в Государственную Думу. Авторами законопроекта являлись В. А. Лепехин и А. С. Автономов.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное