+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

О культурологическом подходе к исследованию права - А.И. Гусейнов

Дата: 12.10.2011    Автор: А.И. Гусейнов

Необходимость привнесения культурологического анализа в исследовании права и правовых систем очевидно и не вызывает сомнений. Стало очевидно и тот факт, что использование редукционистических подходов к проблемам права долгие годы практически парализовало разнообразные объективные исследование в праве.

 

Сегодня, сложившиеся общественно-исторические условия требует более глубокое, стабильное и перспективное культурологические исследование в области права. В современных условиях, когда признается культуры различных народов, осознается и роль и значение культуры в общественной жизни, ее органические связи с другими компонентами социальной организации, в частности с правой и правовой системы в целом.

 

Все это взаимно обусловливается появившиеся в последнее десятилетия категорией цивилизации и отхода от однозначного определения права. Снова актуализируется значение метода исторического и логического в правовых исследованиях. Но самое главное то, что в правовых исследованиях, право все более и более признается и рассматривается как явление культуры. И это дает возможности выявления собственно юридических характеристик, черты и тенденции генезиса права.

 

В российской юридической науке культурологический подход используется Д.А. Керимовым, Г.В. Мальцевым, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцевым, В.Н. Синюковым, М.А. Супатаевым и др.

 

По выражению известного ученого Г.В. Мальцева, право «…выражает, как правило, последовательное отношение культуры к естественной норме в жизнедеятельности человека»[1]. Право, в обширном смысле слова рассматривается ученым как продукт человеческой культуры[2].

 

Культурологический подход при исследовании права используется такими зарубежными специалистами, как, например, французский компаративист Р.Давид, который подчеркивает тесную связь норм права с «нашей цивилизацией и нашим образом мыслей», а правовой системы «с концепцией социального строя», от которой зависит, как применяется и функционирует право[3].

 

Не менее интересны исследования К. Цвайгерта и Х.Кетча. В основу классификации правовых систем данные авторы вкладывают понятие «правового стиля», включающее факторы, относящиеся не только к праву, но и к сфере культуры (образ мышления, идеология)[4].

 

Американский профессор Л. Фридмэн в правовую систему включает и правовую культуру. Это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе. Сюда относятся, по его мнению, убеждения людей, их ценности, идеалы, ожидания[5].

 

Все более утверждается мысль о том, что сравнительно-правовые исследования должны проводиться и на основе понимания права как культуры и в рамках – «сравнительные правовые культуры». Основное внимание концентрируется на одной из ключевых проблем, раскрытие которой дает самое общее представление о тенденциях и сущностных особенностях формирования правовых систем – действующем источнике права. Здесь предполагается ответить на вопросы о том, кто и в каких условиях обладает полномочиями по созданию права, кто и как разрешает правовые коллизии, включаются ли в число источников права неправовые тексты или решения, например, религиозные, теория аргументации, решающая вопрос о приемлемости той или иной стратегии аргументации и отдельных аргументов, в том числе должны ли они быть строго юридическими, либо также культурными, социальными, экономическими, политическими, идеологическими. Необходимо также рассмотреть вопрос о легитимации права, определяющую, в силу чего право является обязательным, как решаются его конфликты с другими социальными нормами, например, религиозными, приобретают ли правовые нормы обязательную силу вследствие сугубо формальной легитимации или только культурно- идеологической – с позицией моральных или религиозных ценностей? Почему в общественной и государственной жизни одной страны в основном особую роль играет закон, в другой - судебный прецедент, в третьей - правовой обычай? Связано ли это с культурой общества? Мы наблюдаем разные типы и формы правления государства и права в разных странах. Неодинаковы формы государственного устройства режима, управления стран. В одном государстве правит демократия, в другом – авторитаризм, в третьем – тоталитаризм а в четвертых – теократизм и т.д. Эти и другие вопросы, касающиеся прямо или косвенно право и правовой системы общества в целом, невозможно, на наш взгляд, понять без учета правовой культуры (и общей) данного общества.

 

Конечно, ни один народ не выбирает тот или иной правовой источник добровольно. Здесь все зависит и от особенностей культурно- исторического развития данной нации, народа. Формы и типы государства также связаны с историко-культурными традициями и правовым менталитетом.

 

Последние события, происходящие в ряде постсоветских стран, показывает, что накопившиеся острые политические и социальные вопросы невозможно решать только с помощью правовых норм. Этим объясняется роль и значение традиций, обычаев и других нравственных привычек этноса в разрешении проявившихся на юге России и Закавказских стран конфликтных вопросов на государственном уровне.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное