+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

О технике разработки концепции закона - А.Ю. Царев

Дата: 03.10.2011    Автор: А.Ю. Царев

Часто употребляемый в парламентской лексике термин «концепция закона», однако, не всеми понимается одинаково. В соответствии с официальным определением, установленным Правительством Российской Федерации, «концепция законопроекта представляет собой документ», в котором, в частности, должен быть определен предмет правового регулирования[1]. Однако в Регламенте Государственной Думы записано, что «концепция предлагаемого законопроекта должна быть изложена в пояснительной записке к законопроекту, которая должна также содержать предмет законодательного регулирования»[2]. Из данного положения Регламента следует, что, в отличие от Правительства России, Государственная Дума под концепцией законопроекта понимает вовсе не документ, а нечто иное – то, что должно быть изложено в таком документе, как «пояснительная записка». Кроме то, в отличие от Правительства, Государственная Дума считает, что предмет правового (законодательного) регулирования должен содержаться не в концепции законопроекта, а наряду с последней в пояснительной записке к этому законопроекту.

 

Примерно также, как и Государственная Дума, видит концепцию закона Архивная служба России: «Законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти-головными исполнителями законопроектов с приложением следующих сопроводительных материалов: пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции прилагаемого законопроекта…»[3]. А это означает, что несогласованность в понимании важного законодательного термина существует не только между законодательной и исполнительной ветвями власти, но также и между федеральными органами исполнительной власти.

 

На самом деле существует несколько определений слова «концепция», но в отношении закона наиболее близким будет определение, ключевым словом которого является слово «замысел». И если быть кратким, то под концепцией закона следует понимать воплощенный в этом законе замысел законодателя. Соответственно концепцией законопроекта будет воплощенный в нем замысел его автора или инициатора.

 

По-разному трактуется в органах власти не только понятие, но и содержание концепции закона.

 

По мнению Правительства России в документе, представляющем собой концепцию законопроекта, должны быть определены[4]:

1) основная идея законопроекта[5];

2) цели законопроекта;

3) предмет правового регулирования;

4) круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта;

5) новые права и обязанности вышеназванных лиц, в том числе с учетом ранее имевшихся;

5) место будущего закона в системе действующего законодательства;

7) указание отрасли законодательства, к которой законопроект относится;

8) указание положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект;

9) значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

10) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов;

11) указание пробелов и противоречий в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации[6];

12) рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;

13) анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики;

14) результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;

15) социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

 

По иному видит содержание концепции закона Правительство города Москвы[7]:

1) современная ситуация в сфере законодательного регулирования соответствующих отношений;

2) цели и задачи законопроекта;

3) структура законопроекта.

 

Но наиболее совершенным, по мнению автора данной статьи, выглядит содержание Концепции закона города Москвы «О городской казне»[8]:

1) цель создания казны (повышение эффективности управления собственностью города, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности, ее сохранности и содержания);

2) объекты, составляющие казну города Москвы;

3) субъекты, распоряжающиеся объектами казны);

4) наполнение казны;

5) выбытие объектов из казны;

6) обременение объектов казны;

7) особенности распоряжения отдельными видами объектов казны;

8) сдача объектов казны в аренду;

9) передача объектов казны в доверительное управление;

10) порядок и формы учета;

11) инвентаризация объектов казны;


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное