+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности, основные источники - А.М. Сагидов

Дата: 14.10.2011    Автор: А.М. Сагидов

Необходимость исследования обычного права народов Дагестана в современный период обусловлена рядом причин.

 

Во-первых, начавшиеся в последнее десятилетие XX века политико-правовые реформы в стране, резкое изменение курса развития, конституционное признание относительной самостоятельности правовых систем субъектов Российской Федерации привели к значительным изменениям в современной правовой действительности. В связи с этим субъекты Российской Федерации начали активно осуществлять деятельность по формированию своих правовых систем с учетом региональных особенностей. Указанная возможность и существовавший на предыдущем этапе развития застой правовой системы страны способствовал возникновению вопроса о правовом плюрализме. Большой интерес в этой связи возник к обычному праву народов России.

 

Во-вторых, вопросы исторического развития права народов Дагестана долгое время оставалось вне поля зрения отечественных исследователей по различным объективным и субъективным причинам, которые делали их не подлежащими изучению, а в советские годы даже запретными для объективной научной разработки. Исследование этой проблемы в современный период актуально также в связи с популяризацией возрождения национальных культур и самосознания народов России.

 

В исследованиях по обычному праву подчеркивается познавательное и воспитательное значение изучения материалов обычного права[1]. Следует отметить, что эта проблема в современный период имеет как теоретическое, так и практическое значение. Оно дает возможность выявить определить источники норм обычного права, характер преемственности в них культурного влияния других народов, проследить формирование и эволюцию обычно-правовых установлений, что позволяет выявить особенности развития сознания и представлений народов Дагестана, их социально-политических и нравственных воззрений, закономерности и особенности правового развития.

 

Практическое значение изучения обычного права народов Дагестана связано с развитием региональной правовой системы. Обычаи и традиции играют важную роль в регулировании общественных отношений в Дагестане, но при принятии нормативно-правовых актов они учитываются недостаточно. Известным российским исследователем Д.Ю. Шапсуговым отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства[2]. В связи с этим наиболее эффективные и соответствующие требованиям современного правового пространства России социальные регуляторы могут быть закреплены в нормативно-правовых актах Республики Дагестан. Республиканское законодательство не должно копировать федеральное, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества.

 

В настоящее время для ученых, занимающихся исследованиями обычного права, уже очевидно, что оно представляло собой «систему, включающую право объективное и субъективное, материальное и процессуальное, имеющую механизм внутреннего и внешнего обеспечения»[3]. Поэтому можно утверждать, что обычное право является естественным этапом в формировании права любого народа, в ходе которого оно проходит стадию собственного становления и превращения в центральное ядро правовой системы. Затем с ростом компонентов правовой системы обычное право становится одним из ее важнейших элементов, через функционирование которого постоянно обеспечивается преемственность в правовом развитии общества, необходимая для его стабильности.

 

Общественные отношения в Дагестане изначально регулировались адатами или нормами обычного права. Следует согласиться с С.С.Алексеевым, который, рассматривая правовой обычай как достаточный критерий юридических прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного, определяет обычное право как исторически первую форму позитивного права[4].

 

В Дагестане в прошлом каждый джамаат имел свои обычаи. «Джамаат, или община, состоявший из нескольких тухумов (родов), определялся прежде всего общностью территории, откуда вытекала общность других интересов и общественного управления. Наиболее важные дела, касающиеся всего сельского общества, решались на собрании глав тухумов, входивших в состав селения. Для решения особенно важных дел тухум направлял несколько представителей. Такое совещательное собрание называлось собственно джамаатом, откуда это название и перешло впоследствии на всю общину. Нормы адата вырабатывали для себя каждое самостоятельное сельское общество или союз сельских обществ»[5].

 

Адат – слово арабское, означающее «обычай», «привычку», но с расширенным содержанием. В странах мусульманского мира оно используется и как обозначение немусульманского (аджамского) права. На Северном Кавказе, в том числе в дагестанских языках, это слово стало обозначением любого нешариатского закона, общим названием, обозначающим традиции и обычаи. Известный дагестанский М.А. Агларов считает, что адат – это обычай жить и судиться по старинке, по неписаным правилам, особым для каждого аула, а иногда и тухума[6].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное