+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Повышение роли федерального закона как актуальная тенденция в развитии служебного права - С.В. Бошно

Дата: 17.10.2011    Автор: С.В. Бошно

Актуальность вопроса о роли федерального закона в системе служебного права, регулирующего отношения в процессе прохождения государственной службы и непосредственно связанные с ними отношения предопределена потребностями общественного развития и правотворческой деятельности. Данная сфера законодательства имеет, с одной стороны, длительную историю государевой службы, которая имела место на всех этапах государственного строительства в нашем Отечестве. С другой стороны, служебное право является новой отраслью отечественного законодательства, оно только заявляет о притязаниях на признание ее статуса отрасли права. Это связано с новизной законодательства, его динамичным развитием.

 

Три года, прошедшие с принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», показали намерение законодателя создать принципиально новые правовые условия для развития государственно-служебных отношений. Мы видим перспективы реформирования правового инструментария данной сферы отношений через усиление роли федерального закона в системе служебного законодательства.

 

Федеральные законы, регулирующие государственно-служебные отношения, составляют достаточно разнообразную систему. Можно выделить несколько групп актов: 1) акты основополагающего характера (например, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»); 2) акты, регулирующие отдельные виды государственной службы (о военной службе[1], о налоговой службе[2]); 3) акты о стадиях прохождения службы отдельных видов[3], о пенсионном обеспечении, государственном страховании[4]).

 

Предмет правового регулирования федерального закона предопределяется федеративной природой российского государства, делением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации закреплены ст. 71 Конституции РФ. К ним, в частности, относится федеральная государственная служба (п. «т»). В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации могут приниматься только федеральные законы. Эта конституционная формула означает, что по данным предметам правового регулирования не могут приниматься законы субъектов Российской Федерации.

 

Сказанное позволяет со всей очевидностью констатировать, что закон – форма права, наиболее точно отвечающая потребностям правовой государственности и принципу открытости и доступности государственной службы. Принятый представительным органом государственной власти документ является прямым  непосредственным отражением народовластия. Что немаловажно, парламент отражает потребности именно федеративного государства, что необходимо для взвешенного регулирования служебных отношений. Конституционное требование неукоснительного опубликования законов решает проблему доступа информации об осуществлении функций государственной власти посредством деятельности государственных служащих.

 

Следует отметить, что такая форма как закон, в первую очередь федеральный закон, используется для регулирования государственно-служебных отношений пока недостаточно. В некоторой степени этот факт объясняется тем, что законодатель с 2003 г. приступил к созданию новых правовых основ, фундамента для регулирования государственно-служебных отношений в условиях развернутой административной реформы. На декабрь 2006 года соотношение в системе нормативных правовых актов (всего издано 1159 документов), регулирующих отношения на государственной службе выглядело следующим образом: законов – 38, указов – 197, постановлений – 155, инструкций – 89, правила – 17, положение – 113, приказ – 531, распоряжений – 19[5].

 

По своей юридической природе и содержанию деятельности данный этап можно считать кодификацией норм в данной сфере общественных отношений. Принятый Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» по своему устройству и предмету правового регулирования представляет собой закон – основы, форму, востребованную в практике кодификаций отечественного законодательства.

 

Основы законодательства имели широкое применение в правотворческой деятельности советского государства. Они использовались как основная форма проведения федеративной природы СССР. Основы на общегосударственном уровне развивались и конкретизировались в кодексах союзных республик. Российская Федерация неоднозначно оценила данную модель и позаимствовала ее лишь частично. Сохранились и кодекс и основы законодательства, причем обе формы используются как акты общегосударственные. Редкие примеры принятия кодексов субъектами современной Российской Федерации в научных дискуссиях[6] и литературе подвергаются критике[7].

 

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации отвечает практически всем требованиям, предъявляемым к основам. Он имеет рамочный характер, в нем практически отсутствуют нормы прямого регулирующего действия, в нем даны бланкетные отсылки к видам актов или их совокупностям без определенных наименований.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное