+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Права человека и традиции на фоне столкновения общемировых процессов идеологической глобализации и десекуляризации мира - И.В. Понкин

Дата: 19.07.2011    Автор: И.В. Понкин

Будущее развитие светского государства неминуемо связано с тенденциями и явлениями такого мирового процесса, как десекуляризация мира.

 

По мнению гарвардского профессора Сэмюэля Хантингтона, десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX века». Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образова­ния и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному ра­ционализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности. Фукуяма пишет: «Несколько поколений назад многие социоло­ги полагали, что модернизация непременно предполагает секуляризацию. Но эта схема подтвердилась только в Западной Европе; ни в Северной Америке, ни в Азии рост образованности и научной грамотности не приводил к упад­ку религиозности. В одних случаях веру в традиционную религию заменила вера в секулярные идеологии - такие как «научный» социализм, - не более рациональные, чем религия; в других - произошло мощное возрождение самой традиционной религии. Способность современных обществ «осво­бождаться» от представлений, основанных на авторитете, о том, что они такое и куда идут, не так очевидна, как полагают многие ученые. Неочевидно также, что, избавившись от подобных представлений, данные общества обязательно выиграют»». Добавим, что сегодня в странах Западной Европы и ряде иных стран мира процессы секуляризации соседствуют с процессами десекуляризации.

 

Десекуляризация мира (десекуляризация мировой истории) - представляющая собой обратную сторону процесса глобализации мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональных масштабах и опровергающая утверждения приверженцев секуляризма о том, что религия и религиозная жизнь исчезает или сводится исключительно к сфере частной жизни лица по мере повышения образован­ности населения и развития демократического общества в силу прямой, по их мнению, связи современного прогресса и секуляризации.

 

Постсекулярный мир - современный этап развития общества, характеризующийся окончанием диктата секулярных религий XX века (нацизм, коммунизм, воинствующий атеизм и пр.), упрощением религиозности до образа жизни, приходом «светскости понимающей», «светскости конструк­тивной» на смену «светскости антирелигиозной» и «светскости агрессивно-индифферентной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учета государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реали­зации государством расширенного сотрудничества с религиозными объе­динениями традиционных религий.

 

Процесс десекуляризации мира является сложным и многоплановым и происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от нее, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом.

 

Столкновение мировых процессов секуляризации и десекуляризации, а также их сложное взаимодействие с мировым процессом глобализации приводит к усложнению картины распределения национально-культурной и мировоззренческой идентичности как в отдельных странах, так и во всем мире, усложняя мировоззренческую «мозаику» современного мира, влияя на трансформацию содержания и понимания принципа светскости государ­ства, выдвигая новые интерпретации требования светскости.

 

В настоящее время процессу десекуляризации противостоит уже не столь­ко процесс секуляризации, сколько процесс идеологической глобализации, навязывающий регионам, народам, социальным группам унифицированные мировоззренческие ценности. Ценности, во многом вступающие в противоре­чие с традиционной духовно-нравственной культурой народов страны.

 

Наряду с некоторыми негативными издержками процесс десекуляризации обладает и позитивным потенциалом, создавая условия для сдержи­вания коррозии общественной нравственности, для защиты института се­мейных ценностей.

 

Важной характеристикой процесса десекуляризации мира является тенденция конвергенции - схождения, сближения позиций крупнейших религиозных организаций мировых религий, разных по своим вероучениям и социальной структуре, зачастую противостоящих, консолидация их усилий в противостоянии ряду направлений практической реализации идеологи­ческой глобализации. Это связано с тем, что традиционные конфессии процесс идеологической глобализации воспринимают как направленный на разрушение нравственных устоев, на навязывание идеологии морализма и нравственного конформизма.

 

Так, к примеру, весной - летом 2006 года против проведения в Москве так называемого гей-парада консолидированно выступили Русская Православ­ная Церковь, российские католики, протестанты, мусульмане и иудаисты. Можно отметить консолидированную позицию большинства крупнейших религиозных организаций России по отношению к возбудившей религиоз­ную вражду антихристианской выставке «Осторожно, религия!», к вопию­щим фактам навязывания российским школьникам идеологии безнравственности и порока.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное