+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Право как нормативное явление - А.И. Гусейнов

Дата: 17.10.2011    Автор: А.И. Гусейнов

Включение индивида в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им в первую очередь всей системой культурных ценностей, есть в то же время и усвоение им правовых ценностей. Преобладающий в данном обществе тип личности является носителем и выразителем господствующих в обществе ценностей, в том числе и правовых. Поэтому исходным пунктом анализа права как нормативного явления, по нашему мнению, должно быть понимание его как социокультурного института, имеющего ценностно-регулятивную природу. Такой подход к изучению права, которое совмещает в себе черты культурной системы, т.е. определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института, подсистемы общества[1], но в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать специфическую роль права в жизни общества. Отсюда проистекает методологическая особенность анализа права, связанная с необходимостью уделить особое внимание тем функциям, которые относятся к культурной системе общества, т.е. с ценностно-нормативными аспектами. Это важно постольку, поскольку именно содержательные, а не формальные моменты позволяют установить качественную специфику права как регулятора общественных отношений и выявить возможности и пределы его регулятивного действия. Вторая методологическая особенность предполагает обязательный учет позиции личности, ибо чисто внешнее объективное изучение права сужает его культурологическое значение. В таком случае право может быть представлено как система из двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели; 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством правовых норм. Все сказанное согласуется с концептуальной моделью анализа социальных явлений, требующей рассмотреть их во взаимосвязи трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности.

 

Для научного анализа права как нормативного явления, на наш взгляд, плодотворным является обращение к ценностно-нормативной модели права, созданной Парсонсом[2]. В понимании Парсонса право детерминировано широким спектром «эволюционных универсалий», находящихся в одном причинном ряду. При этом, как отмечалось выше, Парсонс придерживается «кибернетической иерархии» и исходит из доминирующего влияния «культурной системы» в обеспечении «разумной» нормативной урегулированности общественных отношений. Право – это такой элемент ценностно-нормативной системы общества, на который возлагается задача смягчения потенциальных конфликтов, заложенных в человеке (трансгрессивность) и социальной системе. Система права, по Парсонсу, для своего успешного самосохранения и функционирования должна выполнять четыре основных функции – адаптации, целедостижения, интеграции и «удержания образца». Эти функции права выглядят следующим образом: адаптация к требованиям государства, гражданского общества и личности; целедостижение как способность ставить конкретные цели по укреплению социального порядка и устремляться к ним, используя имеющиеся для этого средства; интеграция как установка на сохранение собственной системной целостности и на обеспечение целостности всей социальной системы; «удержание образца» как стремление оберегать от разрушений ведущие нормативно-ценностные принципы, модели должного, идеалы, служащие долгосрочными морально-правовыми ориентирами. Из всех нормативных систем право, по Парсонсу, является более эффективной системой социального контроля в современном обществе, поскольку выступает механизмом интеграции и регуляции социального поведения индивидов, подавления и исправления «отклоняющегося» поведения. А интеграция есть не что иное, как соответствие ориентаций (мотивации) общепринятым нормам. Это состояние «соответствия» и есть состояние «равновесия», «порядка» в социальной системе[3]. Роль права видится в поддержании социального равновесия путем социализации индивида и внедрения с помощью нормативных моделей поведения общих ценностей, составляющих структурную основу общества. Для преодоления дисфункционального, отклоняющегося поведения право применяет контроль, который носит репрессивный, регулятивный и (или превентивный) характер. Этот последний способствует институционализации социальных интересов. Вместе с тем Парсонс отмечает, что право не исчерпывает собой всего нормативного регулирования, так что важное значение всегда имеют многие другие, неправовые санкции[4]. Что особенно важно в парсонской концепции – это то, что она позволяет концептуально воспринять момент должного в человеческом поведении. То, что в практической деятельности людей и в объективных каузальных связях служит причиной, отмечает Н. Неновски, в должном принимает форму цели. «В должном непосредственно фиксируется не результат причины, не то, чего социальные субъекты хотят добиться, а то, с помощью чего этот результат достигается объективно, т.е. причина, средство, а именно – человеческое поведение»[5]. Между ценностями, оценками и нормами, по его мнению, существует тесная связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом правовые и другие социальные нормы, необходимо их «взаимосвязанное» изучение и объяснение.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное