+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Право меньшинства в учении Георга Еллинека - Юрьев С.С.

Дата: 16.08.2011    Автор: С.С. Юрьев

Будем надеяться и верить, что общество в конце концов

найдёт и осуществит  то,  что одно только в состоянии

спасти  его  от  полного  умственного  и  нравственного

опустошения,  от  упадка  и  застоя,  -  признание  права

меньшинства.

Г.Еллинек, 1898 г.

 

 

                В последнее время некоторые российские политики заговорили о праве парламентского меньшинства, справедливо полагая, что демократия возможна и действительна не тогда, когда принимаются решения, угодные большинству,  а только при  обеспечении прав этого самого меньшинства.

Дело, однако, состоит в том, что противоречия между большинством и меньшинством уходят своими корнями ещё во времена античного полиса; эта проблема, как писали в 1937 г. американские исследователи в 1937 г.  американские исследователи Ф.Браун и Д.Росек,  “также стара, как  цивилизация,  и универсальна,  как социальная организация человечества”. Уже мыслители древности (Платон, Аристотель, Цицерон и другие) рассматривали дихотомию “большинство-меньшинство”, существующую в  разных  ипостасях в формально едином государстве. Демократическое устройство предполагало приоритет большинства, основывающийся на представлении о равенстве всех свободнорождённых; поскольку люди в этом отношении равны, жители полиса приходили к выводу об их “равенстве вообще” -выводу, вызывавшему критику со стороны мыслителей, пытавшихся выработать способы разрешения противоречия между “равенством по достоинству” и “равенством по количеству”  с тем, чтобы возобладало “общее благо”.  Признавая за большинством право на принятие обязательных в демократическом обществе решений, античные мыслители полагали, что для обеспечения справедливости, безопасности и возвышения государства большую ценность  имеют честные и знающие люди, меньшинство, а не “толпа”.   Тем не менее, квинтэссенцией  правовых учений древности является не предоставление преимуществ какой-либо одной части народа, а поиск того “равномерно правильного”, что влечёт, по Аристотелю,  выгоду для всего государства и общее благо граждан.

Эпоха европейского средневековья ознаменовалась безраздельным господством церкви. Существенно, что около трёхсот лет (I-IV века н.э.) христиане являлись гонимым меньшинством, но по мере превращения в религиозное большинство, получения властной поддержки и статуса государственной религии иерархи церкви встали на путь жесточайших преследований почитателей других культов и “еретиков”, произошёл отход от  доктрины “общего блага”, известный античности. Только после окончания “тридцатилетней войны”  1618-1648 гг. установился юридический паритет между религиозными группами. Вместе с тем, несмотря на решение вопроса равенства и защиты различных конфессий (религиозных меньшинств de facto) на межгосударственном уровне, “меньшинство” как юридическая (позитивно-правовая) категория (de jure) в тот период не существовало, данный термин не употреблялся в текстах Оснабрюкского и Мюнстерского мирных договоров от 24 октября 1648 г., составивших основу Вестфальского мира.

Выдающиеся правоведы и философы XVII-XIX вв. (Г.Гроций, Б.Спиноза, С.Пуффендорф, Т.Гоббс, Д.Локк, В.Т.Золотницкий, Э. де Ваттель, К.Вольф, Д.Юм, Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Б.Франклин, Т.Джефферсон, Д.Мэдисон, Д.Калхун, И.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, Б.Н.Чичерин и др.) рассуждали о соотношении большинства и меньшинства применительно к “общественному договору”, отдавая приоритет воле большинства. В тот период было обосновано существование основных законов, имеющих высшее значение (leges fundamentales), ограничивающих произвол власти и тем самым защищающих меньшинство. Представители либеральной доктрины (И.Бентам, В. фон Гумбольдт, А.  де   Токвиль,  Д.Милль и др.) выступали за соблюдение прав меньшинства. Небезынтересно, что немецкий демократ Ю.Фребель, русский правовед А.И.Стронин и итальянский юрист С.Сигеле отстаивали взгляды о сочетании интересов меньшинства и большинства, эволюционный путь развития и осуществление идей меньшинства лишь тогда, когда они своевременны и восприняты большинством.

Однако наиболее значительный вклад в осмысление дихотомии “большинство-меньшинство” внёс выдающийся немецкий правовед Георг Еллинек (1851-1911). Он родился в Гейдельберге (Германия), с 1883 г. стал профессором местного университета, а также университетов в Вене и Базеле.  Жизнь и творчество Еллинека пришлись на вторую половину XIX - начало XX вв.,  когда буржуазно-демократические идеи всё более активно воплощались в законодательстве.  Работы Г.Еллинека пользовались популярностью в дореволюционной России,  неоднократно переводились на русский язык и издавались в Санкт-Петербурге,  Москве и Киеве. В советский период учёного практически не вспоминали; краткая справка в энциклопедическом словаре за 1985 г.  гласит,  что Г.Еллинек - выразитель интересов германской  буржуазии,  стремившийся  обосновать максимальные гарантии права капиталистической собственности в трудах по  государственному  и гражданскому праву. Не повезло мыслителю и в постсоветское время - даже в выпущенном в 1997 г.  учебнике по истории политических и правовых учений его имя ни разу не упомянуто, хотя для современных обществ, и прежде всего для России,  обращение к политико-правовым взглядам Г.Еллинека представляется весьма полезным,  ибо в его трудах исследовалось функционирование политических партий,  взаимоотношения между государствами,  проблемы суверенитета и многие другие аспекты юридической науки.

Большой интерес  представляет прочитанный Г.Еллинеком в Юридическом обществе Вены в 1898 г. доклад  “Право меньшинства” и написанная на его основе одноимённая книга (переведённая на русский язык в 1906 г.), так как ранее не предпринималось самостоятельного  исследования  названной темы. В этой работе, представляющей изложение государственно-правового учения Г.Еллинека в данной сфере,  учёный остановился на генезисе вопроса, выявил типологию меньшинств и определил правовые формы их защиты в конституциях и при  осуществлении  представительной  власти,  а также  высказал свою точку зрения на роль права меньшинства в процессе дальнейшей демократизации общества.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное