+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовая культура общества: понятие и функции - Е.В. Подалинский

Дата: 03.10.2011    Автор: Е.В. Подалинский

Правовая культура – это элемент его общей культуры, под которой понимается обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития юридических актов, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод личности в единстве с ответственностью ее перед обществом.

 

В соответствии с представленным определением правовую культуру можно рассматривать с двух сторон: личностной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.

 

Правовая культура общества – это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране. В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура человеческого общества (населения земного шара) формируется под влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых культур.

 

Рассмотрим особенности правовой культуры общества. Во-первых, на наш взгляд, важнейшим свойством правовой культуры общества является ее обусловленность правовым сознанием общества и его членов. Представляется, что данное качество предполагает процесс сложного преломления правовых идей, взглядов, чувств, желаний, установок в соответствующих общественных отношениях, в юридической практике. Правовая культура становится здесь своеобразным посредником, промежуточным звеном между правосознанием общества и массовым правовым поведением членов общества, складывающимися правовыми отношениями. Таким образом, правовая культура, с одной стороны, впитывает в себя ценностный потенциал позитивного правосознания общества, а с другой стороны, трансформирует его в регулируемые правом общественные отношения. При этом идет процесс обогащения и развития правовой культуры общества как важнейшего компонента системы культуры общества.

 

Во-вторых, правовая культура общества определяется состоянием и качеством развития юридической деятельности, которая складывается из теоретического аспекта (достижения юридической науки, юридического образования) и практического аспекта (правотворческая и правореализующая деятельность). Правовая культура отражает, преломляет, впитывает все нюансы юридической деятельности, при этом роль играют как позитивные, так и негативные стороны указанной деятельности. Вне правовой деятельности правовая культура общества становится абстрактной категорией и постепенно утрачивает свои специфические (функционально-правовые) свойства, теряется в других видах культуры.

 

В-третьих, на состояние и содержание правовой культуры общества значительное влияние оказывает наличие совершенного и развитого законодательства, в первую очередь – правовых законов, отражающих общественное развитие в направлении гражданского общества и правового государства. Правовая культура способна активно совершенствоваться и развиваться под непосредственным влиянием тех высоко качественных законов, которые основаны на идеях свободы, справедливости, гуманизма, равенства.

 

Необходимо отметить, что правовая культура общества в решающей степени опосредует уровень правовой культуры личности. В то же время от уровня развития индивидуальной правовой культуры зависит ее общественное состояние.

 

Правовая культура одной, отдельно взятой личности – это частица правовой культуры нации (наций), расы, класса, общности и общества, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры – нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности»[1]. Таким образом, можно сделать вывод, что правовая культура личности есть органическое единство: а) правовых знаний, навыков и опыта; б) правового сознания; в) правомерного поведения, то есть взаимосвязанных юридических состояний (элементов), характеризующих индивида как субъекта права при его соприкосновении с теми или иными сторонами правовой действительности.

 

Что же служит источником правовых знаний? Таковыми, на наш взгляд, является практический опыт, средства массовой информации, вся окружающая действительность и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Несомненно, что знание закона играет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное