+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовая политика государства в сфере развития электорально-правовой культуры - С.В. Навальный

Дата: 03.10.2011    Автор: С.В. Навальный

Проблема, вынесенная в название главы в настоящее время, мало исследована и фактически не может быть выделена в относительно самостоятельное научное направление. Вместе с тем она является ключевой в исследовании содержания электорально-правовой культуры и частей ее составляющих. Ее рассмотрение позволяет проследить действие механизма функционирования электорально-правовой культуры в рамках государство – право – правовая культура – гражданское общество.

Приступая к исследованию правовой политики государства в сфере развития электорально-правовой культуры, следует отметить, что право, имея в своем основании историко-социальные, этнические корни, является необходимым, социальным регулятором функционирования общественных отношений, отражает формы, уровни человеческой самореализации. Право, являясь специфическим по содержанию, выполняет установленные для него функции, в зависимости от реализации которых человек отчуждает или не отчуждает меру необходимой ему свободы. В контексте нашего исследования важное значение имеет политико-правовой порядок, и его воздействие на индивида. Если право позволяет человеку рационализировать политический порядок, адаптировать его к собственным потребностям, то правовое воздействие на порядок основывается на стремлении человека на основе своих социоприродных свойств сформировать оптимальные отношения в обществе. Данный процесс связан с фактическим самоопределением человека в политике, который находит выражение на различных уровнях и в разнообразных формах.

Рассматривая взаимосвязь человека и права, мы определились, что она возникает на определенном уровне развития цивилизации. Процесс социализации человека обусловлен формированием личности, способной приобретать и делегировать права, реализовать себя как существо, ответственное за свои поступки, обретшее необходимость свободы и нуждающееся в ее регулировании.

Категория «свобода» характеризует человека как личность, является одной из приводных ремней, связывающих его с правом. «Свобода как определенное социальное и политическое состояние в обществе, как познанная и освоенная необходимость, находит свое концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные правовые формы, принципы, институты»[1].

Невозможность осуществления индивидом полной свободы в обществе смещается в сторону внутренней свободы либо предстает как явление познаваемой и необходимой меры поведения, когда затрагиваются интересы иных индивидов. Если говорить о воздействии права на данный процесс, то необходимо отметить, что право выполняет функцию регулирования отношений столкновений свободных воль, приводя их периодически в законно очерченное состояние, выступает одним из способов разрешения конфликтов свободного поведения, и наконец, право, проникая во все поры социальных связей предлагает, принуждает, ориентирует на те или иные образцы поведения человека. Всепроникаемость права связана с сущностью власти, которая по существу является модусом человеческого существования.

Право и власть – взаимосвязанные и обусловленные факторы социально-прагматической жизни человека любой культуры и цивилизации. Ю.С. Кожевникова отмечает, что соотношение государственной власти и права выражается в их взаимозависимости. С одной стороны только государственная власть посредством нормативно-правовых актов придает юридическим нормам и принципам, обусловленным социальными и другими факторами, качества позитивного права. С другой стороны, именно право способно не только организовать власть, но и упорядочить ее, ввести властные действия в определенные рамки, устранить произвол, придать власти легитимность[2].

Гражданин как субъект права функционируя в рамках государства воспринимает его как необходимое, и тогда вопрос о соотношении личности, государства и права решается в русле преимущественной роли государства и всех его институтов.

В свою очередь для человека как объекта властных отношений, обладающего индивидуальностью, свободным характером воли[3] и возможностью выбора, характерно то, что он способен инициировать направленность своего бытия, отстаивать свой социальный и политический статус, свои права. Другими словами речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.

Практически самореализация человека в различных видах социальной активности выступает объективным критерием развития его сущностных сил. Взаимодействие человека и права как социального фактора бытия на наш взгляд происходит на различных направлениях, где политике отведена определенная роль: а) восприятие человеком правовых явлений различными способами, (в т.ч. следование за предлагаемыми политическими установками с учетом повышения уровня правосознания, повышением его уровня); б) приобщение человека к праву и политике на основе их познания и последующего привыкания к ним (данное необходимо рассматривать не только как акт сознания причастности к правовым и политическим процессам, но и как участие в принятии конкретного решения, осуществление определенного выбора); в) влияние (непосредственное или опосредованное) на содержание, реализацию, изменение и отмену правового акта путем участия в установленных законом формах волеизъявления (например, участие в выборах, референдуме, участие в правотворческом процессе); г) действия человека, направленные на защиту себя от воздействия неправомерных актов, не отвечающих его требованиям, установкам, желаниям. Формы реагирования – прежде всего в активном неприятии, отчуждении, конформизме или любых иных видах пассивного или приспособленческого поведения.

Например, факт самоустранения гражданина от участия в выборах (абсентеизм) свидетельствует о намеренной его подготовленности к неприятию будущих законов, решений, принимаемых депутатами. Эти действия можно считать определенной формой поведения – протестом против существующей политической организации власти и одновременно реализацией права, осуществление нормативно-дозволительного деяния, если, конечно, неучастие в выборах не обусловлено другими причинами. Латентной формой неприятия политико-правовой процедуры избирательного процесса представляется формальное участие в получении бюллетеня для голосования и распоряжение им намеренно неправильно (специальное неправильное заполнение, незаполнение вообще, уничтожение и т.д.).


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное