+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовой нигилизм как общесоциальное явление - Е.В. Подалинский

Дата: 12.10.2011    Автор: Е.В. Подалинский

Не без основания можно утверждать, что современное правосознание российских граждан крайне деформировано, неустойчиво, эклектично. В нем множество как устаревших стереотипов, так и новейших веяний и тенденций.

 

Правосознание – это внутренний, личный регулятор юридически значимого поведения, характеризующий многосложные и динамичные процессы, происходящие в нашем обществе, которые требуют переоценки многих теоретических постулатов, в том числе вопросов форм, методов и систем правового воспитания. Правосознание определяется, по нашему мнению, как система правовых чувств, идей, взглядов, различных оценок, жизненных установок, которые выражают отношение людей к праву, своим правам и обязанностям.

 

России присуща традиция пренебрежительного отношения к праву. Русский историк В. Ключевский писал: «Не я виноват, что в русской истории мало обращают внимания на право: меня принудила к тому русская жизнь, не признававшая никакого права. Свойственные европейским народам идеи права, свободы, справедливости в России всегда были роскошью ума, доступной немногим головам, как дорогой французский кафтан или парик был доступен немногим карманом. Русское искание правды жизни всегда принимало нигилистический характер»[1]. На сегодняшний день правовой нигилизм является одним из наиболее распространенных дефектов правового сознания, наряду с правовым идеализмом, правовым релятивизмом и правовым инфантилизмом.

 

Нигилизм в переводе с латинского означает «ничто» и выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Толковый словарь русского литературного языка определяет нигилизм как отрицание всего, полный скептицизм[2]. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он связан с такими философами как Ф. Якоби, П.Прудон, М.Хайдеггер и др. Проблемы отрицания права и нигилистического к нему отношения поднимались в трудах философов XIX-XX вв., таких, как Ницше, Кьеркегор, Шпенглер. Ницше критиковал современное ему общество и его законы и понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности традиционных идеалов этого общества, потерю всех ценностей, ведущую к упадку, вырождению человечества. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Хайдеггер считал нигилизм магистральным явлением в истории Запада, которое может, в конечном счете, привести к апокалипсису. Философ показал, что нигилизм глубоко укоренен в европейском способе мышления и связан установкой европейского человека на достижение господства над миром, природным и социальным.

 

В литературе встречаются следующие разновидности нигилизма: нравственный, политический, идеологический, религиозный, правовой и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практике идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике, праве.

 

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-то либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии отрицания[3].

 

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм – стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает[4].

 

Особый интерес представляет, на наш взгляд, позиция В.Г. Сафонова, который полагает, что нигилизм – это постоянно изменяющееся, динамичное общественное явление, которое существовало всегда и будет существовать, пока живет общество[5]. По мнению данного автора, эволюция (развитие) нигилизма как социального явления имеет несколько этапов. Существует своего рода круговорот, цикличное повторение этапов друг за другом.

 

На первом этапе эволюции нигилистических взглядов происходит переоценка существующего положения вещей, дел в той или иной области общественной жизни. Общество отказывается от устаревших стереотипов, идеалов, концепций, правил и т.д. Отказ от старого дает импульс к развитию и перерождению (переоценке общественной значимости) затрагиваемой области общественных отношений.

 

Второй этап – возникновение инновационной идеи, касающейся рассматриваемой области общественной жизни. На данном этапе, с одной стороны, присутствует максимальный общественный нигилизм, выраженный в желании перемен, с другой, - уже существует минимальный нигилизм оппонентов, людей, которых не устраивает ни предлагаемая новация, ни существующее положение вещей. Нигилизм зарождается одновременно с появлением какого-либо инновационного замысла. Через отрицание идеи оппоненты добиваются различных целей. Это могут быть политические, экономические, военные, иные цели, но вне зависимости от них, оппоненты способствуют принятию общественно-сбалансированного решения.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное