+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Представительная основа государственной организации - Е.Г. Крылова

Дата: 04.10.2011    Автор: Е.Г. Крылова

Тому, кто стремится к руководству государством, всегда следует помнить, что государственный пост – это, прежде всего доверие. Более того, высшая задача политиков, и в большей степени государственных деятелей, независимо от того, кто формально обладает суверенной властью – служить.


На самом деле склонность политиков терять ориентацию и забывать свои обязанности по мере внедрения в замкнутый круг столичной элиты не становится меньше. Напротив, она даже усиливается. Политические лидеры никогда прежде не общались так много друг с другом и так мало со всеми остальными. Никогда не было такого количества международных встреч, демократические ограничители парламентской отчетности никогда не ослабевали настолько, а соблазн забыть о корнях и отказаться от принципов никогда не был так велик. Национальный электорат должен быть бдительным[1]. Для того, чтобы государственные мужи не забывали своих прямых обязанностей.

 

Рассматривая необходимость восстановления нормального взаимодействия между правом и государством, нельзя упускать из виду, что глубинная причина имеющихся нарушений кроется в чрезмерной политизации культуры, экономики и общества в целом. Следовательно, решая задачи социально-экономической, культурной и правовой реформ, можно рассчитывать на становление правового государства. Это становление будет реальным только в той мере, в какой будет развито само гражданское общество. Оно есть там, где есть экономическая независимость человека от государства. Еще Кант писал о том, что активным гражданином правового государства может быть человек, обладающий «атрибутом гражданской самостоятельности – быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам»[2].

 

Гражданское общество делает устойчивым и необратимым процесс становления правового государства. Отсутствие гражданского общества, либо его слабость является предпосылкой авторитарного государства. Если обратиться к опыту Западной Европы, где в теоретическом и практическом плане происходило становление гражданского общества, то нельзя не заметить следующих обстоятельств. Основополагающими компонентами гражданского общества являются неотчуждаемые (естественные) индивидуальные права и свободы: на жизнь, собственность, свободу вероисповедания, мысли, союзов.

 

Основу традиции правового государства в плане неотчуждаемых политических прав гражданина заложил Аристотель. Универсальную связь гражданина и государства, – он сформулировал в формуле, – какими правами наделяется гражданин, таково и государственное устройство. Гражданин должен быть тем или иным в зависимости от того или иного вида государственного устройства[3]. Но со времен Аристотеля западноевропейская традиция правового государства ушла далеко вперед. В ней изменены качественные акценты. Во-первых, в основе политических прав лежит не воля государства, а реальность экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободных от государственной опеки. Во-вторых, современное правовое государство не устанавливает политические права граждан, а защищает и гарантирует их.

 

Смысл и значение гражданского общества, которое предполагает и нуждается в правовом государстве, состоит в том, что в нем основой является гражданин, его права и свободы. Каково начальное звено общества – человек, таково и государство. Движение к гражданскому обществу и правовому государству означает движение к человеку. Поэтому главным ориентиром права являются интересы и потребности индивида (гражданина и человека). Не все желания человека становятся правом. Отдельный индивид может иметь такие желания, которые будут ограничивать права и свободы других людей. А так как право это инструмент государственный, то его задачей является ограничение и упорядочение желаний и потребностей человека в интересах всего общества и государства.

 

В правовом государстве индивид, его права и свободы являются задачей центральной власти, и, следовательно, обеспечивают социальную базу государства в целом. Представительные органы – это индикатор государства. Они должны постоянно и демократическим путем обновляться за счет профессионально подготовленных граждан. «Демократия ничего не стоит, если в государстве отсутствует механизм выдвижения вверх действительно талантливых, даровитых граждан. Новая аристократия должна быть не замкнутой кастой, а подвижным пополняющимся новыми способными людьми слоем, всегда готовым освободить себя от неспособных… Все это должно послужить необходимым условием воспитания в массах уважения к власти»[4].

 

Демократизм правового государства выражает правовую защищенность человека, независимого участника социальной и хозяйственной жизни, а также регулярное воздействие личности на общество через систему демократических институтов. В этой системе государство и право занимают центральное место, где государство, в котором существует разделение властей, а власть признает безусловное верховенство закона. Закон принимается только выборными представителями народа на основе свободного всестороннего и гласного обсуждения, а деятельность государственных органов осуществляется только в рамках закона. Исходя из необходимости подчинения власти закону, сторонники правового государства полагали, что «государство, в лице своей правительственной власти, является правовым субъектом; и точно так же правовым субъектом является гражданин. Таким образом, субъективные публичные права гражданина обеспечиваются системой юридических гарантий, осуществляющих на практике идею правового государства. Правомерность правительственной власти является в правовом государстве источником субъективных публичных прав гражданина»[5]. Насколько же правомерна государственная власть, может оценить только народ, поэтому основным критерием правового государства выступает управление государственной власти самим народом.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное