+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Проблемы административной реформы в России. - Носов С.И.

Дата: 09.09.2011    Автор: С.И. Носов

     За последние три десятилетия наше общество, наша экономическая, политическая, правовая система прошли весьма непростой путь развития. При этом, оценки этого пути со стороны экономистов, политологов, юристов весьма различны: кто-то считает, что это настоящий прорыв, некоторые  полагают, что это топтание на месте, либо движение по кругу, и, наконец, представители третьей точки зрения считают: это не движение по спирали вверх, а падение и очень стремительное.

     За это время сильно трансформировалась и наша правовая система. Она испытывала на себе мощное воздействие других общественных систем: экономической политической, социальной. Тот глубочайший кризис, который охватил буквально все сферы общества, поразил и нашу правовую систему. Практически все элементы правовой системы оказались в зоне поражения.

     Переход к рыночным отношениям поставил перед юридической наукой и практикой, правовой системой в целом множество проблем, к решению которых они оказались, скажем прямо, не совсем готовы, а еще точнее – совсем не готовы.

     Известно, что правовая система  как правовая организация общества представляет собой совокупность юридических средств, институтов, учреждений, существующая и функционирующая в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения и поведение людей. Элементы правовой системы: нормативный (нормы права, правовые принципы), организационный (правовые учреждения), идеологический (правовые идеи, взгляды, традиции).

     Полностью несоответствующей новым экономическим реалиям оказалась система нормативно-правовых актов. Действующее законодательство и, прежде всего, прежний Гражданский кодекс РСФСР оказались неприспособленными к регулированию новых рыночных отношений.

     Возникла проблема безотлагательной разработки и принятия множества новых законодательных и иных правовых актов. Большая часть прежнего нормативного массива оказалась устаревшей и невостребованной.

В крайней сложном положении оказались юридические учреждения, судебная система, правоохранительные органы.

     Как это ни прискорбно, оказалась не готовой и юридическая наука. К сожалению, она не смогла предложить своевременных и эффективных рецептов по надлежащему и правовому обеспечению проводимых преобразований в экономической сфере. Так произошло, что юридическая составляющая безнадежно отстала (если не сказать «плелась в хвосте»),  в большинстве своем отсутствовала надлежащая правовая основа стремительно меняющихся экономических отношений.

     Ядром экономических преобразований стали изменения в отношениях собственности. Так, стремительный демонтаж государственной собственности, невиданное по масштабам и темпам передача государственной собственности в частные руки были осуществлены при отсутствии должного правового обеспечения. Что было следствием – мы хорошо помним: многочисленные злоупотребления и нарушения прав граждан.

В настоящее время нам необходимо четкое осознание того, на каком этапе, уровне развития находятся наши государство и общество.

Наряду с преобразованиями в экономической, политической, социальной сферах, глубокие преобразования происходят и в правовой системе.

Стремительными темпами идет разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в различных сферах общественной жизни.

Набирают темпы и наполняются новым содержанием административная и судебно-правовая реформы.

Хотелось бы остановится на некоторых аспектах проводимой в стране административной реформы, проблемах и перспективах ее осуществления.

Прошло уже определенное время, достаточное для того, чтобы оценить что же сделано, чтобы понять на каком этапе реформирования мы находимся, чтобы выявить нерешенные проблемы и пути их решения.

     Те меры, которые предприняты по осуществлению административной реформы, со всей очевидностью показывают необходимость укрепления юридической составляющей реформы. Прежде всего, следует определиться с концепцией, нормативно закрепить цели, задачи, направления, этапы проведения реформы.  С тем, какое место административная реформа занимает в процессе государственного строительства. Как она соотносится с другими реформами: в экономической, политической сферах, как соотносится с правовой реформой, реформой государственной службы, судебно-правовой. Иногда складывается впечатление (а мы много чего реформируем), что реформы проводятся ради реформы, то есть они идут сами по себе. Без четкого определения задач, целей, взаимосвязи с другими процессами реформа приобретает аморфное содержание, являет собой, уже через некоторое время, вялотекущий процесс

     Кто может четко и определенно сказать, когда началась административная реформа? Мнения ученых по этому поводу различны. Одни ученые полагают, что административная реформа идет с 1991 года, другие – что ее стартом стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране», третьи называют иные сроки.

     Как известно, 23 июля 2003 г. был принят Указ Президента РФ № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», в котором определяются приоритетные направления реформы: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов государственной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. Указ Президента РФ определяет направления развития реформы на 2003-2004 г.г., а что потом? Закончился 2004 г. и что реформу можно будет считать завершенной??


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное