+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Роль и значение правовой культуры в становлении правового менталитета - Ю.А. Рузавин

Дата: 08.11.2011    Автор: Ю.А. Рузавин

Определяя степень влияния, роль и значения правовой культуры на становление правового менталитета, следует, исходить из этимологии указанных категории и их элементного состава.

 

Среди всех правовых явлений общественной жизни правовая культура представляет собой многостороннее, многоаспектное и многоуровневое явление. Правовая культура является основной частью культуры общества, личности, система элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей, имеющая определенную функциональную направленность. По нашему мнению, правовую культуру можно определить как качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне качества правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности в соответствии с требованиями правовой государственности.

 

Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение правового менталитета, как исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оцениваний, реагирований на объекты государственно-правовой действительности.

 

Современное состояние проблемы элементного состава правовой культуры обусловливают необходимость детального рассмотрения исходных предпосылок и принципов формирования понятия «правовой менталитет» в теории правовой культуры. Нам представляется, что данный вопрос должен решаться в контексте соотношения понятий «правосознание» и «правовой менталитет». «Достаточная автономность» правового менталитета и правосознания, на наш взгляд, носит весьма условный характер ввиду многогранности данных категорий, отсутствия в объективной реальности их четких границ. Эти две категории существуют в диалектическом единстве, наряду, неразрывно, детерминируя одно другое.

 

Определяя место правового менталитета в правовой культуре, и выявляя влияние правовой культуры на становление правового менталитета, следует обратиться к юридической науке, в которой отражены различные точки зрения по этому поводу.

 

Некоторые авторы не считают нужным включать в элементный состав правовой культуры правовой менталитет. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» [1]. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность внеправового характера, но связанную с действием права (журналистика, кино, литература и.т.д., отражающие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входит не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.

 

Другие авторы, помимо вышеназванных структурных элементов правовой культуры включают в нее еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права[2], а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют также уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).

 

В связи с изложенным является интересной, но в то же время весьма спорной точка зрения Л.А.Морозовой, которая отождествляет правовую культуру и правовой менталитет[3]. В частности, утверждение Л.А. Морозовой о том, что правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом правовой менталитет общества, являющийся более широким понятием, является дискуссионной по следующим причинам.

 

Для более точного понимания вышеприведенного тезиса обратимся к справочной литературе. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет менталитет как мировосприятие, умонастроение[4]. Этимология этого термина показывает, что данное понятие произошло от лат. mens – ум, мышление, душевный склад. Под ним имеется ввиду глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Неоспоримо, что менталитет личности формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека, и, в свою очередь оказывает на них существенное влияние. Д.В. Меняйло считает, что «между правосознанием, правовым мировоззрением, правовым мышлением и правовым менталитетом существует органическое единство, проявляющееся в их тесном взаимодействии и в том, что правовой менталитет дает основу для формирования и проявления правосознания, правового мировоззрения, правового мышления, в то время как те являются средствами для его внутренней жизни и функционирования»[5].

 

Рассматривая соотношение «правового менталитета» с «правосознанием», В.Н. Синюков писал, что «категория ментальности отражает более глубокий пласт общественного сознания». Ментальность – это «своего рода умственный и духовный строй народа»[6]. Вместе с тем, он считает, что правовая ментальность шире правосознания, так как охватывает и позитивные правовые феномены, такие, как юридически значимая деятельность, действующее и разрабатываемое законодательство и др. Такая позиция, на наш взгляд, также является не бесспорной, потому, что при таком подходе автором фактически отождествляются правовая культура и правовой менталитет.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное