+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Справедливость возмездия и воздаяния: ретрибутивный подход - Г.В. Мальцев

Дата: 17.10.2011    Автор: Г.В. Мальцев

Современная теория справедливости, из которой люди могли бы уверенно извлекать принципы поведения, обеспечивающие бесконфликтную, малоконфликтную или, по крайней мере, свободную от антагонизмов, общественную жизнь, не сложилась. Этого до сих пор не произошло, хотя с древнейших эпох человечество затрачивало колоссальную умственную энергию на поиск идей справедливого устройства общества, и при этом оно многого добилось, получив опыт нормативно-ценностного мышления, умения противопоставить грубой действительности (тому, что есть), некое долженствование, иначе говоря, то, что должно быть правильным и справедливым. Нынешние знания человека о справедливости, добытые методами научного, нормативно-ценностного, телеологического и иного постижения реального мира на путях его материального и духовно-религиозного освоения, поразительно глубоки и разносторонни. Но они не складываются в единую целостность, из них трудно создать последовательную теорию, способную служить существующим социальным установкам, оправдывать политические цели, легитимировать средства достижения последних. Когда политики самоуверенно обещают людям справедливость, то, кто бы они ни были, деспоты Древнего Востока либо лидеры современных европейских политических партий, они вряд ли понимают свою роль в действительном историческом процессе достижения справедливого порядка вещей. Он устанавливается не стараниями отдельных лиц или социальных групп, а в результате длительного действия множества объективных и субъективных факторов общественного развития, на которые люди могут воздействовать в меру своих способностей и желаний. Иначе говоря, это вопрос культурного прогресса.

 

На протяжении последних столетий наши представления о справедливости развивались неравномерно, многие направления соответствующей теории со времен Аристотеля продвигались медленно либо вовсе оказались забытыми. Например, справедливость общечеловеческая, интергенерационная, исторически связывающая поколения людей отношениями, которые позволяют говорить в определенном смысле о единстве человечества. Согласно этому виду справедливости, каждое предшествующее поколение должно ради продолжения рода человеческого поставить на ноги последующую генерацию, своих детей и внуков, воспитать, дать им, не считаясь с трудами и затратами, порою в ущерб себе, всё, что нужно для будущей лучшей жизни. Человечество как всемирно-исторический проект существует и сохраняет шансы на выживание, пока оно выполняет начертанный самой природой справедливый закон, суть которого - забота о будущих поколениях людей. Каждый народ, точнее, живущие люди, представляющие в данный момент этот народ, обременен историческими обязательствами перед своими предками и особенно потомками, в будущее которых он должен много и бескорыстно вкладывать. Древний человек считал своими соплеменниками не только живущих братьев и сестер, но и давно умерших родичей, испытывал безграничную солидарность с теми своими потомками, которые еще не родились. Подготовить им хорошее место в мире – это была его священная обязанность. С помощью множества институтов (культа предков, жертвоприношений, тотемов, общественного воспитания молодежи, неотчуждаемости земель, пастбищ, рек, водных ресурсов и т. п.) поддерживалась и подтверждалась, идентичность социальной группы как исторической единицы.

 

В цепи межгенерационных связей каждое поколение что-то дает и получает, здесь именно и встает вопрос о справедливости. Получить оно должно от своих предков, отцов и дедов, – экономику на соответствующем уровне развития, природу в сохранном виде, естественные ресурсы, в том числе и невозобновляемые, необходимый массив знаний о мире, материальную и духовную культуру, национальные и религиозные традиции. Но всё это надо по справедливости отдать, вернуть последующему поколению в усовершенствованном виде. Характеризуя тип общения между «целыми чередующимися поколениями» В. О. Ключевский писал: «Это и есть историческое преемство. Оно состоит в том, что достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому. Средствами передачи служат наследство и воспитание»[1]. Так продолжается культурно-историческая «эстафета поколений», которая начиналась в первобытную эпоху. Но, может быть, эта атавистическая форма справедливости больше не нужна человечеству? Может быть, цивилизация дала отдельному человеку или отдельному народу право жить только для себя, удовлетворять потребности любым способом, независимо от последствий для будущего? Вместо ответа достаточно сослаться на нынешний глобальный кризис в мире, многие симптомы которого свидетельствуют об утрате важных жизненных перспектив человечества. Современные общества с капиталистической экономикой и гедонистической культурой сегодня живут за счет будущих поколений, которые, судя по всему, унаследуют тяжелейшие или просто неразрешимые социальные, экологические, гуманитарные и иные проблемы. Кто живет по принципу «после нас хоть потоп», уже заявляет себя устроителем этого «потопа». Дело дошло до того, что подготовка молодежи к будущей жизни, её образование и профессионализация все в большей мере становятся объектом коммерциализации, сопровождается отказом от принципов справедливости в отношению между поколениями. Предчувствие грядущей беды, которая коснется всех людей, а не отдельных групп и отдельных индивидов, видимо, вызывает ту нервозность и тревогу, с которой обсуждаются ныне проблемы образования. Как бы то ни было, но на фоне всей человеческой истории платное обучение, знания в обмен на деньги есть своего рода «смертный грех человечества», за который поплатятся, скорее всего, будущие поколения.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное