+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Трансформация права и морали в России в условиях глобализации - В.Ш. Аюпов

Дата: 01.11.2011    Автор: В.Ш. Аюпов

Имея за плечами богатый исторический опыт, человечество на данном этапе развития продолжает задавать себе вопросы о смысле жизни, о добре и зле, совести, справедливости и честности. У каждого из нас имеются свои представления об этих вечных нравственных началах, но в общих чертах они в большинстве своем одинаковы для всех независимо от вероисповедания, национальности и другой групповой принадлежности. Указанные вопросы относят к нормам морали, из которых зародилось право. По мере развития общества, права и государства отношения стали сложнее, разнообразнее, глубже, но от этого не изменилась природа человеческих проблем и пороков.

 

Со второй половины ХХ века появилось новое явление – глобализация, заполняющая все мировое сообщество, заставляющая на конкурентной основе оставлять только жизнестойкие элементы. Основные понятия глобализации связаны с экономической сферой и информационными технологиями, однако это явление более широкое, поэтому следующее определение видится более удачным: «макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в элементах мировых экономической, социальной и правовых системах»[1].

 

Влияние глобализации отражается на интернационализации внутреннего права государств.  Так, национальные правовые системы «встраиваются» в систему международно-правовых стандартов в области прав человека, свободного движения капиталов, услуг, рабочей силы. «Происходит расширение объема прав и свобод человека, защищаемых и гарантированных международным правом и признаваемых государствами, инкорпорация норм международного права во внутреннее право, сближение и унификация основных механизмов правового регулирования, прежде всего, в сфере защиты прав человека»[2].

 

Право и мораль относят к соционормативным регуляторам. Право закрепляется в нормативных актах в писаной форме, а мораль – в сознании людей и формируется с рождения. Мораль – это «взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости»[3]. Нарушение норм права влечет для правонарушителя санкции со стороны государственных органов, а нарушение норм морали – как внутреннее осуждение через совесть, так и внешнее через мнение окружающих.

 

Отчего же зависит форма морали? Ответ на данный вопрос дают доктора философских наук А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян: «Она решающим образом зависит от понимания высшего блага… В зависимости от того, какая идея признается в качестве высшей (наиважнейшей, последней, безусловной) цели, мораль приобретает качественно своеобразный вид и становится соответственно христианской, коммунистической, либеральной, японской и т.п.»[4]. Высшее благо современного западного мира в виде демократии, справедливости и прав человека Запад использует и трактует в своих интересах, а развитие права и морали идет в направлении реализации и распространения данных благ.

 

Моральные понятия внедрены в национальную правовую систему, начиная с Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, и заканчивая подзаконными нормативными актами. Статья 38 Конституции РФ закрепляет обязанность родителей заботиться о детях, а совершеннолетних детей о родителях. Часть 3 статьи 55 Конституции РФ ставит защиту нравственности одним из условий, которое может ограничить права и свободы человека и гражданина, при этом ставя ее под охрану в один ряд с основами конституционного строя, здоровьем, правами и законными интересами других лиц, с обеспечением обороны страны и безопасностью государства. В пункте 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ закреплено требование законодателя ко всем участникам гражданских правоотношений о необходимости добросовестности, разумности, справедливости.

 

Соответствие правовых норм общепринятым требованиям морали является одним из факторов эффективности права и законодательства. Хотя принципы российского законодательства включают многие нравственные ценности, взаимоотношения права и морали далеки от идеальных, а отдельные правовые акты противоречат как самим принципам законодательства, так и этическим нормам.

 

Значение нравственной составляющей особенно велико в уголовном праве, которое обладает наибольшим по сравнению с другими отраслями права «репрессивным зарядом». Все наиболее значимые и осуждаемые обществом деяния, которые рассматриваются как негативные, безнравственные, вредные, опасные, подлежат юридической ответственности. Юридическая ответственность как одна из форм государственного принуждения направлена на борьбу с негативными социальными деяниями. «Однако не каждое такое деяние представляет собой опасность для общества. Ведь общественная опасность деяния – это явная, серьезная опасность для общества, посягательство на его экономическую и политическую основы, причинение особого, существенного вреда обществу или государственному строю»[5].

 

Деяния, которые представляют общественную опасность, согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ, являются преступлениями. В Особенной части Уголовного кодекса перечислены все преступления, за которые человек может понести наказание. Доктор юридических наук А. В. Наумов определяет общественную опасность как «объективную способность преступления причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (благам и интересам личности, общества или государства)»[6]. Таким образом, в Уголовном кодексе закреплены наиболее осуждаемые обществом деяния, как с правовой, так и с моральной точек зрения. В Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) установлены менее суровые санкции за административные правонарушения, чем за смежные с ним преступления, предусмотренные Особенной частью УК РФ.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное